Наука и техника делают нашу жизнь удобнее и приятнее, но они не могут избавить нас от страха. Наоборот, со временем у людей появляется все больше поводов для беспокойства, и создатели технохорроров эксплуатируют нашу подозрительность по отношению к технологии
Технология: Лифт в небоскребе.
Лифты детям не игрушки! И безумным ученым тоже. Потому что нельзя позволять кому попало копаться в подъемнике. Иначе может выйти, как в хорроре «Лифт», где безумный ученый снабдил самый обычный небоскребный лифт кровожадным мозгом и превратил безобидное устройство в убийцу пассажиров. Кстати, звезда картины Наоми Уоттс в реальной жизни боится лифтов. Поставил этот фильм голландец Дик Маас, в 1983 году снявший кино о свихнувшемся лифте в родной Голландии. Это редкий пример так называемого «авторемейка».
Технология: «Умный дом».
Вы думаете, что технохорроры – сравнительно новый жанр? Как бы не так. Шотландец Дональд Кэммелл еще 40 лет назад снял фильм о разумной компьютерной программе, которая просачивалась в «разумный дом» ее разработчика. Затем она использовала домашних роботов и систему безопасности, чтобы запереть в здании красавицу-жену ученого и использовать ее для своего размножения. Да-да, «Потомство демона» – фильм, в котором звезда «Доктора Живаго» Джули Кристи родила ребенка от компьютерной программы, способной синтезировать биологические клетки. В основу картины был положен роман известного автора триллеров Дина Кунца.
Технология: Камеры сенсорной изоляции.
Прошлое и будущее медицинской технологии соединяются в хорроре британца Кена Расселла. Главный герой фильма экспериментирует с камерой сенсорной изоляции, погружаясь в нее под действием сильнодействующего наркотика, используемого в церемониях мексиканских индейцев. И это мощное сочетание заставляет его временно деэволюционировать, превращаться в существ из далекого прошлого. Фильм стал экранным дебютом Дрю Бэрримор. Будущей звезде «Ангелов Чарли» тогда было всего 4 годика. Картина была основана на романе Пэдди Чаефски – единственного голливудца, который без соавторов получил три сценарных «Оскара».
Технология: Телевизор.
«Полтергейст» официально числится творением режиссера Тоуба Хупера, но все знают, что в основном это детище самого Стивена Спилберга. Знаменитый режиссер не только придумал историю о разъяренных духах, которые проникают в мир живых через экран телевизора, но нередко непосредственно руководил съемками, оттеснив формального постановщика Хупера на второй план. В результате в 1983 году за «Оскар» в категории «лучшие визуальные эффекты» сражались сразу два спилберговских фильма – «Полтергейст» и обошедший товарища в этом состязании «Инопланетянин». Обе картины ныне считаются классикой своих жанров.
Технология: Социальные сети.
Вышедший в прокат в прошлом году хоррор «Убрать из друзей» – преимущественно западная картина, но с российским участием, поскольку спродюсировал ее Тимур Бекмамбетов, а поставил Леван Габриадзе (Скрипач из «Кин-дза-дза!»). Фильм рассказывает о призраке, который через социальные сети преследует тех, кто ранее довел старшеклассницу до самоубийства. Это одна из самых высоко оцененных критиками лент, эксплуатирующих возможности и угрозы Интернета.
Технология: Автомобиль.
Первая машина для молодого парня – как первая любовь. Она причиняет много хлопот, но запоминается на всю жизнь. Особенно если жизнь владельца «тачки» вскоре заканчивается, потому что бэушная машина оказывается одержимой демоном. Именно так развиваются события в хорроре Джона Карпентера, поставленном по мотивам одноименного романа Стивена Кинга. Между прочим, несчастного главного героя «Кристины» мог сыграть молодой Кевин Бейкон, но он предпочел станцевать в музыкальной ленте «Свободные», где ему не надо было состязаться в обаянии с Plymouth Fury 1958 года.
Технология: Сотовый телефон.
Японец Такаси Миике – постановщик потрясающего разнообразия. Чего только нет в его фильмографии… Есть в ней и молодежный мистический хоррор о злобном призраке, который записывает войсмейлы и атакует жертв, когда те прослушивают свои «пропущенные звонки». Сюжет картины был продолжен в двух киносиквелах, а в 2008 году в Голливуде сняли ремейк, который считается одним из худших хорроров в истории западного кино. К оригинальной ленте, впрочем, эта критика не относится.
Технология: Телепортация.
Как здорово было бы телепортироваться – мгновенно переноситься на огромные расстояния! Но прежде чем использовать такую технологию, ее пришлось бы тщательно отладить. Во избежание таких страшных казусов, как в фантастическом хорроре Дэвида Кроненберга, где герой случайно телепортируется вместе с залетевшей в камеру мухой. И компьютер, разбирающий их тела на атомы, собирает единый организм – человека, который постепенно превращается в гигантскую муху. Картина была вдохновлена одноименной лентой 1958 года, но это тот исключительный случай, когда вольный ремейк получился на две головы выше, чем классический оригинал.
Технология: Видеокассеты.
Бороться с нелегальным копированием можно разными способами. Можно снимать социальные ролики, можно заводить дела против пиратов… А можно снять хоррор, в котором людей преследует злобный призрак, проникающий в их жизнь через неподписанную видеокассету. Мол, если бы герои смотрели только лицензионное видео, то жили бы они долго и счастливо! Трудно сказать, как демонстрация этого знаменитого японского ужастика отразилась на пиратстве, но его продюсеры точно не прогадали. Ведь «Звонок» стал родоначальником двух хоррор-циклов – в родной Японии и в Голливуде, где в его ремейке снялась Наоми Уоттс.
Технология: Телевидение.
Обычное телевидение убеждает зрителей покупать газировку и чипсы. Это не особенно полезно – но куда менее опасно, чем «запретное» телевидение в хорроре Дэвида Кроненберга, которое вызывает кошмарные галлюцинации и заставляет людей убивать и умирать. Фильм был навеян детскими воспоминаниями канадского режиссера о том, как он среди ночи ловил телетрансляции из соседних США и боялся и надеялся, что поймает что-нибудь таинственное и пугающее, не предназначенное для широкой публики. «Видеодром» считается классикой сюрного хоррора.