Битва за Нью-Йорк, которая утомляет.
Вышедшая в 2021 году фантастическая комедия «Охотники за привидениями: Наследники» режиссера Джейсона Райтмана была ностальгической открыткой всем поклонникам бессмертной дилогии его отца, Айвана Райтмана, снятой в память о покойном Гарольде Рамисе, актере из оригинального каста. И, несмотря на скептический настрой зрителей — мир все еще помнит «Охотниц за привидениями» Пола Фига, — «Наследникам» удалось получить худо-бедно теплый прием и даже отбить производственный бюджет в прокате. Фильм Райтмана-младшего, по большому счету абсолютно безамбициозный, воскрешал полузабытые воспоминания из детства, баловал аудиторию пасхалками и всячески претендовал на не самое почетное звание guilty pleasure: «Охотников за привидениями», на которых можно пойти в кино, но которых точно не будешь пересматривать дома. Именно по этой причине решение Sony Pictures о съемках еще одной части франшизы уже на этапе анонса казалось абсолютно нелогичным, да что уж там — бесперспективным, особенно на фоне вялотекущего кризиса в международном прокате. Уход Джейсона Райтмана с поста режиссера проекта лишь подтвердил эти опасения.
Сюжет «Леденящего ужаса» разворачивается в Нью-Йорке. Потомки Игона Спенглера (Гарольд Рамис) — Фиби (Маккена Грейс), Тревор (Финн Вулфхард), Келли (Кэрри Кун), — а также Гэри Груберсон (Пол Радд) обживаются в старой пожарной части, которую когда-то выкупили их предшественники, оригинальные Охотники за привидениями. Будучи самой активной и все еще несовершеннолетней участницей команды, Фиби вступает в антагонизм с родственниками, желающими уберечь ее от неприятностей. В попытке отыскать поддержку Фиби знакомится с призраком погибшей в пожаре девушки Мелоди (Эмили Линд). Тем временем доктор Рэй Стэнц (Дэн Эйкройд) покупает любопытную вещицу у барахольщика Надима Размаади (Кумейл Нанджиани), которая на поверку оказывается опасным артефактом, хранящим дух злобного демона Гаррака. И пока семья Спенглеров в очередной раз разруливает конфликт с мэром Нью-Йорка Уолтером Пеком (Уильям Атертон), Гаррак устраивает настоящий призрачный заговор и готовит новый апокалипсис.
Сиквел «Наследников» намеренно или случайно вторит «Охотникам за привидениями 2» 1989 года. Действие фильма вновь переносится в Нью-Йорк, охотники за привидениями опять ругаются с властями, а спящее многовековым сном зло снова оказывается запертым в древнем артефакте. По масштабу «Леденящий ужас» также пытается переплюнуть «Наследников», как в свое время «Охотники за привидениями 2» пытались переплюнуть оригинал. Проблема лишь в том, что сиквел Айвана Райтмана предвосхищал ожидания зрителей и значительно поднимал ставки (чего только стоит сцена с гигантским зефирным человечком!), а фильм Гила Кинана, нового постановщика франшизы, даже не пытается выйти из безопасной зоны комфорта, расширяясь лишь количественно, но никак не качественно.
При том что с числом главных персонажей в «Леденящем ужасе» происходит какой-то невероятный перебор. Кинан очень спешит ввести в историю новых охотников за привидениями (Фиби, Тревор, Келли Спенглеры, Гэри Грубер, Лаки Доминго, Подкаст), но при этом не никак не может проститься со старой командой (Рэй Стэнц, Уинстон Зеддмор, Питер Венкман, Джанин Мелниц). В итоге ни на тех, ни на других элементарно не хватает времени. И если в случае с Финном Вулфхардом такую «отсутствующую» роль можно объяснить занятостью на съемках нового сезона «Очень странных дел», то за Пола Радда и Кэрри Куна становится элементарно обидно — никто из них не подписывался на участие в массовке. «Наследники» не без усилий, но все-таки создали костяк обаятельных персонажей, за которых «Ледяному ужасу» стоило бы держаться, а не превращать в симпатичный фон для фантастического аттракциона.
К слову, с аттракционом в четвертой части «Охотников за привидениями» тоже как-то не повезло. Кинан бережно возвращает на экран любимые артефакты дилогии Райтмана — склизкого Лизуна, зефирных человечков, старенький автомобиль Ecto-1, — но забывает о том, что новому фильму тоже нужна фантазия, а новому поколению «Охотников» — запоминающиеся привидения. Сцены соприкосновения со сверхъестественным в «Ледяном ужасе» сняты настолько лениво, что невольно задаешься вопросом: действительно ли это делали Кинан и Райтман? Козлорогий демон Гаррак в роли big bad мог бы стать идеальным монстром для эпизода «Сверхъестественного», но едва ли тянет на звание полноценного антагониста, да и появляется он только в первой трети фильма. Весь основной хронометраж Гинан пытается оправдать жанр семейного кино, усиливая конфликт внутри ячейки Спенглеров, противопоставляя стремление к независимости Фиби недоверию и гиперконтролю старших, которые, как это часто бывает, в конце концов оказываются правы.
Больше всего в этой ситуации смущает тот факт, что уже на первой неделе проката сборы откровенно инертных «Охотников за привидениями: Леденящий ужас» обходят «Наследников», а это значит: триквелу перезагрузки быть. На это прозрачно намекает и сцена после титров. Остается лишь надеяться, что в следующий раз Кинан и Райтман заберут свои паспорта у продюсеров Sony и снимут куда более самостоятельное и куда менее фансервисное кино — ради искусства и без оглядки на зрителя.
Ольга, вы же в курсе, что сцена с гигантским зефирным человечком была в первом фильме, а не в сиквеле, правда? Вы ведь их смотрели?
После версии с женщинами уже ничего не стал смотреть. Понятно, кула скатилось.