25, 26, 27 и 28 апреля 2007 года в Большом театре пройдут премьерные показы оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке знаменитого кинорежиссера Александра Сокурова.
Это первый масштабный театральный проект режиссера, который с самого начала тридцатилетней карьеры зарекомендовал себя не только приверженцем программной музыки, и оперы в частности, но и знатоком таковой. В 2003 году Сокуров получил предложение, от которого не смог отказаться: Мстислав Ростропович приглашал поставить с ним «Хованщину» в La Skala. Возник проект даже дилогии. К сожалению, миланскую оперу из-за реконструкции здания постигли финансовые неурядицы, формально идея отложена на сезон 2008 года.
Работа над «Борисом Годуновым» публично проявилась впервые в феврале 2004 года, когда в «Зимней галерее» Петербурга состоялась персональная выставка художника Юрия Купера. Демонстрировались эскизы к будущему фильму Александра Сокурова «Солнце» (дебют Купера в кино), а также эскизы пары декораций и одного костюма к «Годунову».
В том же феврале, к дням памяти Пушкина, Сокуров представил в переполненном Малом зале Петербургской филармонии уникальную постановку – впервые в едином действии прозвучали маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» и Реквием Моцарта. Исполнителями стали Леонид Мозговой, ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга», камерный хор «Россика», солировали Ольга Кондина, Злата Булычева, Евгений Акимов и Геннадий Беззубенков.
В октябре 2005 года для Большого зала Петербургской Филармонии Сокуров поставил концерт «Северные сады», в котором звучали произведения Мусоргского, Рахманинова, Глинки, Чайковского, Соловьева-Седого и Кирилла Молчанова. Оба эти проекта можно рассматривать как подготовку кинорежиссера к работе над великой оперой. Что касается идейной составляющей спектакля – а Сокуров настаивает на том, что это в первую очередь спектакль, и он «больше, чем опера», то в самом общем плане «Борис Годунов» – продолжение размышлений режиссера о человеческом во властителях.
Тема возникла еще в неигровых фильмах Сокурова «Соната для Гитлера» (1979/89) и «Советская элегия» (1989) – многим памятен долгий кадр молчащего в глубоком раздумье Бориса Ельцина. В игровом кино всем известны первые три фильма задуманной режиссером тетралогии о власти – «Молох» (1999), «Телец» (2001) и «Солнце» (2005). Нет сомнения, что в «Борисе Годунове» отзовутся известные по многим фильмам Сокурова его мысли о России, ее истории, судьбе и предназначении в мире.