Согласно недавно проведенному Американским Институтом Кино (American Film Institute, AFI) опросу, лучшим американским фильмом всех времен был признан «Гражданин Кейн» /Citizen Kane/ (1941) Орсона Уэллса.
10 лет назад после подобного анкетирования, «Кейна» уже называли лучшим, но с тех пор в остальном списке все же произошли некоторые изменения.
Так, на второе место с третьего переместился «Крестный отец» /Godfather, Тне/ (1972) Фрэнсиса Форда Копполы, спихнув на одну строчку вниз «Касабланку» /Casablanca/ (1942).
Довольно неожиданно на четвертом месте оказался «Бешеный бык» /Raging Bull/ (1980) Мартина Скорсезе, занимавший десятилетие назад 24 позицию.
Дальше в этом своего рода чарте идут «Поющие под дождем» /Singin' in the Rain/ (1952), «Унесенные ветром» /Gone With The Wind/ (1939), «Лоуренс Аравийский» /Lawrence Of Arabia/ (1962), «Список Шиндлера» /Schindler's List/ (1993), «Головокружение» /Vertigo/ (1958) and «Волшебник из страны Оз» /The Wizard of Oz/ (1939).
Кстати, упомянутая картина Альфреда Хичкока – «Головокружение» – совершила большой прыжок: с 61 на девятое место.
Из фильмов, выпущенных в период с 1996 по 2006 в рейтинг вошли всего четыре блокбастера – «Властелин Колец: Братство Кольца» /Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, The/ (2001), «Спасти рядового Райана» /Saving Private Ryan/ (1998), «Титаник» /Titanic/ (1997) и «Шестое чувство» /Sixth Sense, The/ (1999) (89). Больше ни одна картина нового времени в сотню лучших не попала.
Интересно отметить, как влияют на этот список различные косвенные факторы. Например, с развитием DVD-технологий и цифрового ремастеринга широкой аудитории становятся доступны многие картины начала века. И в рейтинге начинают подниматься такие ленты, как «Intolerance» (1916) Д. У. Гриффита, «The General» (1927) с Бастером Китеном или «Огни большого города» Чарли Чаплина. Также это касается и уже полузабытых шедевров – например «The Searchers» (1956) Джона Форда с Джоном Уэйном в главной роли, который, кстати, оказался сейчас на 12 строчке.
В то же время изменение социально-политической ситуации заставляет вовсе покидать список лучших кинолент века такие картины, как несколько расистская по своей идеалогии лента «Рождение нации» /Birth of a Nation/ (1915) того же Гриффита.