Кино всегда работает со временем. А если быть точнее – с конкретным, осязаемым, материальным временем, отраженным в той или иной эпохе. Предлагаем вам подборку фильмов, которые, на наш взгляд, рисуют замечательный исторический пейзаж и могут в паре-тройке кадров запечатлеть ритмику, атмосферу и стиль времени: от XIX века и до сегодняшнего дня.
Триумфальная оскароносная картина Стива МакКуина, в которой рассказывается о болезненной точке в истории американской государственности – об институте рабства. МакКуин показывает быт 1840-х годов с жесточайшей эксплуатацией афроамериканцев, принудительным трудом на плантациях, а также спорными расовыми вопросами, которые в будущем разделят общество. До гражданской войны еще остаются десятилетия (Гражданская война между Севером и Югом начнется в 1861 году), но МакКуин представляет нам красочную и правдоподобную палитру времени, где уже были обрисованы все проблемные моменты Штатов. Небывалый реализм деталей и аутентичность эпохи, несомненно, передаются через тонкие нюансы быта, включая распевы спиричуэлс и жестокие наказания провинившихся рабов.
Стильный, формально совершенный и остроумный фильм Михаэля Хазанавичуса. В его оптике – 1968 год во Франции со знаменитым Красным маем и студенческими протестами, которые мобилизовали более 10 млн французских жителей и куда входили молодежь, члены профсоюзов, интеллектуалы, рабочие, а также режиссер Жан-Люк Годар. Вот как раз таки о жизни Годара в этот бурный временной период рассказывает фильм Хазанавичуса. Режиссер, отец французской новой волны и видный интеллектуал, стремился на тот момент совместить свои маоистские интересы и производство новых радикальных кинокартин – в «Молодом Годаре» нам показывают режиссера, работающего над «Китаянкой». Главной актрисой «Китаянки» на тот момент была небезызвестная Анн Вяземски, впоследствии ставшая его пассией и женой.
Динамичный фильм Рона Ховарда рассказывает об эпохальном противостоянии двух гонщиков «Формулы 1», чья борьба превращается в удивительную взаимную привязанность, без которой герои – британец Джеймс Хант и австриец Ник Лауда — попросту не могут жить. Действие разворачивается в 70-е годы XX века – в эпоху, когда звучат самые бойкие музыкальные рок-хиты, машины удивляют совершенством своих форм, а жажда успеха и стремление быть фаворитом становятся жизненным кредо. «Гонка» буквально утопает в изобилии главных атрибутов эпохи, а усилия режиссера, оператора и всего художественного отдела стоили того, чтобы показать нам такие 70-е, какие мы наблюдали в фильме, – с незабываемой фактурой, яркими техниколоровскими цветами и очень звонким музыкальным рядом.
Фильм, в свое время не взорвавший жанр современного байопика, пусть и обладавший некоторыми амбициями. Но опустив все минусы, можно заметить, что фильм Штерна как никогда хорош в воспроизведении эпохи. Нам показывают студенческую пору в жизни Стива Джобса, который делает первые шаги на пути к успеху – переоборудует свой гараж для работы над своими проектами, сотрудничает со Стивом Возняком, создает собственную компанию, а также находит идею для продажи компьютера Apple 1. Всё это происходит на фоне замечательной и бурной жизни в Калифорнии начала и середины 70-х годов. Впрочем, и сам Эштон Кутчер неплохо вписывается в исторический колорит, напоминая настоящего калифорнийского хиппи, но только со своими гениальными причудами.
Большая киноэпопея от Мартина Скорсезе, рассказанная в любимом жанре классика – исторической биографии. В центре событий – гениальный инженер и предприниматель Говард Хьюз, преуспевший, кажется, во всех профессиональных областях (мы, например, застаем Хьюза за съемками фильма «Ангелы ада»). Фильм рассказывает о предпринимательской сноровке Хьюза (его достаточно убедительно играет Леонардо Ди Каприо), о его взаимоотношениях с актрисой Кэтрин Хепберн и просто о прекрасной эпохе, в которой живет герой, проводит испытательные полеты и развивает авиакомпанию. Зритель постепенно переживает несколько исторических пластов вместе с главным героем. Скорсезе ловко, со свойственным ему мастерством рассказчика, перемещает нас по 20-м годам, окунает в 30-е, а затем – в 40-е годы, предлагая обширную панораму американской истории. Здесь, конечно, наиболее дотошно и виртуозно воспроизведены 40-е – тем более что для жизни Хьюза они были решающими. Сомневаться в историческом духе фильма не стоит – достаточно видеть перед собой имя Скорсезе.
Печально, что братья Коэн не вошли в современную киноисторию конкретно с этим фильмом, «Внутри Льюина Дэвиса» – одна из самых уютных, поэтичных и изящных работ режиссеров. В центре событий – жизнь неудавшегося фолк- музыканта, с каждым днем обрастающая все большим ворохом проблем. У него нет постоянного места жительства, в карманах зияет пустота, пронзительная музыка Дэвиса тухнет на фоне восходящей звезды Боба Дилана, а характер героя и его поступки, в общем-то, заслуженно сказываются на его незадачливой деятельности. «Внутри Льюина Дэвиса» помещен в теплую атмосферу американских 60-х годов, где бесконечно звучит фолк, творческая интеллигенция слетается в район Гринвич-Виллидж, а времена, несмотря на свою показную стабильность и неторопливость, сулят суровые перемены.
Спорный и провокационный фильм, который несомненен и точен в одном – он с невероятной убедительностью схватывает дух 2010-х годов, и это интуитивное ощущение эпохи Корин передает через одну лаконичную историю. 2010-е здесь во всей красе: балаклавы, ставшие своеобразным знаком культурного и политического протеста, стрекот дабстеп-музыки, мир красочных неоновых огней, молодежных вечеринок и атмосферы, которую можно описать одним словом – swag. Возможно, сейчас фильм выглядит как претенциозное нонконформистское высказывание – об эпохе, когда идолами становятся рэперы с косичками и золотыми коронками, и поре, когда побеждает феминизм. Но пройдут годы, и «Отвязные каникулы» точно будут восприниматься как убедительный документ нашего времени.
Авангардный шедевр Сергея Эйзенштейна, результат его многочисленных теоретических штудий, который завершает революционную кинотрилогию (туда входит «Стачка» и «Броненосец “Потёмкин”»). Советский режиссер-авангардист, имея прекрасную репутацию после своего предыдущего фильма, замахнулся на очередной революционный эпос, который смог отразить всю динамику Октябрьской революции. Здесь применены самые передовые монтажные решения Эйзенштейна, с неистовой мощью и выразительностью показано то десятилетие, которое станет большим событием и новым началом для народа. Идеологический аспект картины не должен ставиться в упрек – такое кино, разумеется, нужно смотреть, не забывая о принципе историзма, а также о той роли и задаче кинематографа, которые он выполнял в период советского авангарда 20-х.
Байопик о самых курьезных годах жизни Огюста Родена – величайшего французского скульптора, пожалуй, ваятеля № 2 в истории мировой культуры (сразу после итальянского гения Микеланджело). Неспешный и тщательно выстроенный фильм погружает в атмосферу творческого бума, происходящего в столице ХIX века – интеллектуальном Париже, куда слетаются самые прогрессивные художники, теоретики и мыслители. Собственно, в картине можно увидеть всю романтику тамошнего времени — появление Клода Моне и Поля Сезанна, магию французской провинции и необычайную историю взаимоотношений художника с Камиллой Клодель.
Фильм юного Кантемира Балагова рассказывает человечную историю о девушке, заточенной в тесные обстоятельства жизни: в семейные неурядицы и традиции, в неблагоприятное и травмирующее окружение. Но главное, пожалуй, это то, как Балагов обставляет антураж фильма – он предлагает нам посмотреть на суровый Нальчик 90-х годов с соответствующей инфраструктурой, болезненными улицами и теми опасностями, которые таят в себе 90-е – крайне смутное и не вселяющее надежд время. Сам же фильм, в общем-то, преодолевает этот болезненный мрак и предлагает нам искренний и оптимистический пафос. Но здесь важно одно: тот исторический фон, вокруг которого выстраивается история, крайне удивителен и правдоподобен. И он, признаться, стоит того, чтобы включить фильм.