Авторы сайта IndieWire опросили 187 критиков по всему миру и составили список лучших актёрских работ за год. Здесь есть и вероятные номинанты на будущий «Оскар», и более нестандартные конкурсанты, в том числе приятный бонус в виде Николаса Кейджа.
Уилл Смит любит периодически сниматься в серьёзных академических драмах с прицелом на награды — правда, в последние годы они чаще не оправдывали возложенных ожиданий: «Призрачную красоту» разругали, а «Защитника» просто проигнорировали. «Король Ричард» наверняка прервёт эту серию неудач и наконец подарит Смиту его третью номинацию на «Оскар». И вполне заслуженно: в роли Ричарда Уильямса, отца-самодура теннисисток Серены и Винус, он очень органичен (хотя и ни капли не похож на реального персонажа).
Юсукэ — режиссёр, которого приглашают поехать в другой город, чтобы поставить там чеховского «Дядю Ваню», даже снаряжают машиной с личным водителем, молчаливой девушкой Мисаки. Их совместная поездка становится своеобразным видом терапии. Дело в том, что закрытый Юсукэ до сих пор болезненно переживает смерть жены, да и у Мисаки есть свои скрытые проблемы. «Сядь за руль моей машины» целиком держится на двух центральных актёрах, их диалогах, а ещё больше — бессловесной коммуникации: взглядах, движениях, мимике. И неудивительно, что критики по всему миру решили отметить работу Нисидзимы. Без него это потрясающее кино никогда бы не сработало так хорошо.
Экранизация знаменитой драмы Эдмона Ростана об острословном и смелом поэте, который считает себя недостойным любви из-за физического недостатка. В оригинальной пьесе этим недостатком был огромный нос Сирано де Бержерака, в новом фильме Джо Райта деталь хитро изменили на рост: главную роль играет Питер Динклейдж. Российский зритель картину сможет увидеть только в феврале, но западные критики уже пророчат Динклейджу все возможные номинации и называют его перформанс одним из сильнейших в году. И им хочется верить: Питер — великий артист, которому достаётся несправедливо мало ролей даже в нынешнем, вроде бы инклюзивном Голливуде.
В драме Ребекки Холл звезда «Тора: Рагнарёк» играет одну из двух центральных партий — девушку по имени Айрин, которая в Нью-Йорке 20-х встречает подругу детства и с удивлением обнаруживает, что та теперь «маскируется» под белую. Широкому зрителю Томпсон больше известна по ролям в комедиях и экшен-кино, и оттого лишь удивительнее, насколько уверенно она держится в этом сложном чёрно-белом историческом кино, ещё и на фоне номинантки на «Оскар» Рут Негги. Сам фильм Холл вряд ли получит какое-то большое внимание в наградном сезоне, но если его и стоит ради чего-то смотреть, то ради актёрских перформансов. Что Негга, что особенно Томпсон здесь бесподобны.
Несколько лет назад Колман появилась на мировой киносцене как будто бы из ниоткуда (на самом деле из британских сериалов) — взяла себе «Оскар» за «Фаворитку» и с тех пор с впечатляющей периодичностью играет в тепло принимаемых академических драмах. Вот и за дебютную картину Мэгги Джилленхол «Незнакомая дочь» она наверняка возьмёт ещё одну номинацию — за свой хрупкий, неловкий и бесконечно живой портрет женщины, которая в отпуске вспоминает своё прошлое и переосмысливает сложный опыт материнства. Колман тут так хороша, что даже немного обидно — ведь за её перформансом многие не замечают Джесси Бакли, играющую ту же героиню в молодости. А ведь она ничуть не хуже — и её карьере номинация бы помогла куда сильнее.
Режиссёр Пол Томас Андерсон снял несколько клипов для поп-рок-группы HAIM — а теперь взял одну из сестёр-музыканток в свой новый фильм, ретро-драму «Лакричная пицца» об американской киноиндустрии 70-х. Алана Хаим играет здесь ассистентку фотографа, в которую влюбляется главный герой, 15-летний Гэри (его роль исполняет Купер Хоффман, сын того самого Филиппа Сеймура Хоффмана). По сути, персонаж Хаим и становится первым проводником героя во взрослый мир — и, судя по отзывам критиков, музыкантка прекрасно справляется со своим образом. Мы же проверить это сможем уже в начале 2022-го, когда фильм доберётся до российского проката.
Последнее десятилетие над Кейджем было принято скептически посмеиваться — что совершенно незаслуженно, ведь он был и остаётся одним из самых интригующих актёров своего поколения. Утереть нос хейтерам у него получилось ещё в «Мэнди», а вот в «Свинье» Николас в очередной раз доказал, что может играть не только эксцентричных персонажей на грани срыва. Если по описанию казалось, что он будет тут эдаким местным Джоном Уиком, то на деле картина вышла нежным размышлением о сути творчества, утерянной любви и травме прошлого, которую ничем не залечить. И Кейдж тут чудо как хорош: сдержанный, пронзительный и эмоциональный ровно тогда, когда это нужно.
В этой норвежской драмеди Йоакима Триера малоизвестная за пределами страны Рената Реинсве играет Джулию — главную героиню, бойкую девушку, которая на пороге тридцатилетия отчаянно пытается разобраться в себе: то ли она хочет быть психологом, то ли фотографом, то ли работать в уютном книжном магазине; то ли любить одного, то ли другого. По сути, она становится больше, чем персонажем. Олицетворением целого поколения людей, кто продолжил «взрослеть» даже в том возрасте, когда все от них уже ждут зрелых решений. И, судя по тёплому отклику критиков со всего мира (многие из которых наверняка как раз представители этого поколения), Реинсве со своей задачей справилась прекрасно.
Кристен Стюарт пока что кажется чуть ли не самым вероятным кандидатом на «Оскар» за лучшую женскую роль — и, честно говоря, она награду полностью заслуживает (плюс, весело будет посмотреть на лица ненавистников актрисы, которые почему-то у неё до сих пор есть). В «Спенсер» она играет принцессу Диану в чуть ли не самый турбулентный период её жизни: принц изменяет, королевская семья пытается ограничить во всём и забрать детей, традиции душат, хочется просто выбраться из всего этого и больше никогда не возвращаться — но нельзя. Может показаться, что Стюарт тут несколько переигрывает, но достаточно раз увидеть настоящую Диану, чтобы понять, насколько эта критика далека от правды. Актриса идеальна в своей роли: она эксцентричная, запутавшаяся, невротичная и бесконечно обаятельная.
А вот и возможный победитель «Оскара» среди главных мужских ролей. Во «Власти пса» Камбербэтч играет сурового американского фермера, чей внутренний мир оказывается куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Образованный и начитанный, он сам выбирает для себя облик грубого деревенщины — то ли чтобы лучше встроиться в общество, то ли чтобы скрыть ото всех свою истинную личность (герой навязчиво и с нежностью вспоминает о своём учителе, к которому у него, кажется, были совсем не сыновья чувства). В этом эмоционально запутанном фильме у него самая сложная и амбивалентная роль. За время действия мы вынуждены постоянно менять мнение о нём: то ли он друг, то ли враг, то ли конченый мерзавец, то ли тонко чувствующая душа, находящаяся в страхе, что её просто не поймут.