От сюрреалистичной фантастики до нежного фильма о дружбе с собакой — собрали для вас десяток забавных, смешных, а иногда и совершенно уморительных картин 2022 года.
Хозяйка прачечной (Мишель Йео) хочет всего лишь уплатить налоги — а в итоге попадает в безумное приключение с параллельными вселенными, жуткими бейглами и руками-сосисками. В каждой сцене «Все везде и сразу» умудряется удивить каким-нибудь абсурдным гэгом: то герои дерутся на фаллоимитаторах, то встречают Енототуя (это как Рататуй, но енот), то режут себе бумагой пространство между пальцами, чтобы научиться кунг-фу. А то и просто превращаются в камни и ведут философские разговоры субтитрами. Ни один другой фильм в этом году не содержит такое количество креативных шуток. Правда, ханжам лучше себя поберечь — в прошлом фильме этих режиссеров был реактивный пукающий труп, и с годами скромнее они не стали.
Молодая пара Тайлер (Николас Холт) и Марго (Аня Тейлор-Джой) отправляется в элитный гастрономический тур на отдаленный остров, где живет легендарный шеф Словик (Рэйф Файнс). В течение дня повар вместе с командой предложит гостям целую серию концептуальных блюд. На десерт — массовое убийство: разочарованный обществом Словик не собирается никого выпускать с острова живым. «Меню» могло бы быть заумным триллером о гранях искусства и эгоцентричности богатых, но, к счастью, режиссер-дебютант Марк Майлод не относится к картине слишком серьезно. Фильм много шутит над героями по обе стороны кухни: одинаково смеется и над протестными художниками, и над критиками, и над зажравшейся элитой. Отдельный подарок — Николас Холт в уморительной роли фаната шефа, который даже убийства воспринимает с нескрываемым энтузиазмом.
Эл Янкович (Дэниел Рэдклифф) с детства мечтал стать музыкантом, но жестокий отец запрещал ему играть на аккордеоне и готовил сына к работе на заводе. Парень все равно добился своего — его песни стали величайшими хитами на свете, он моментально превратился в суперзвезду, разругался с друзьями, подсел на наркотики и впутался в абьюзивные отношения с Мадонной.
Вот только ничего из этого в реальности не было. В фильме нет ни слова правды о реальном Эле Янковиче — «Странный» намеренно собран из всех надоевших клише музыкальных байопиков: трудное детство, сложные отношения, зависимости. Причем каждый штамп тут доведен до абсурда, и к концу герой начнет воевать в джунглях с наркокартелем Пабло Эскобара. После этого фильма классические байопики вроде «Богемской рапсодии» будет еще сложнее воспринимать всерьез. Настолько точно и язвительно прошлись по ним Янкович и компания.
Режиссерский дебют Ченнинга Татума (он поставил фильм вместе со сценаристом Ридом Каролином) — о бывшем военном, который после контузии не может найти работу и берется отвезти собаку своего погибшего сослуживца на похороны. В «Лулу и Бриггсе», как в любом фильме о животных, хватает милого и смешного: главные герои впутываются по дороге в одну забавную историю за другой и учатся взаимопомощи. Но это еще и хорошая драма о посттравматическом синдроме: именно общий недуг изначально сближает героев и заставляет Бриггса найти в собаке гораздо больше общего с собой, чем он подозревал.
Странная вроде бы идея — делать французский ремейк японской комедии, которая изначально держалась на одной хитрой шутке. В первые полчаса «Зомби одним планом» показывали зрителю плохонький хоррор, а в следующий час — историю о том, как это непутевое кино снимали. Все недочеты комично объяснялись, а сам фильм трансформировался в остроумное кино о кино. «Убойный монтаж» вроде бы делает все то же самое, но при этом с еще большей самоосознанностью: картина Мишеля Хазанавичуса (оскароносного режиссера «Артиста») — это ненужный ремейк, в котором герои тоже снимают ненужный ремейк. Получается уморительное высказывание о современной индустрии, где одни и те же идеи перемалываются в бесконечном круговороте контента. И при этом — милый фильм о том, как творчество раскрывает людей. Пускай даже это творчество вторичное и кривое.
Еще одна забавная сатира над киноиндустрией, пришедшая оттуда, откуда не ждали. В «Чипе и Дейле» главные герои — те самые бурундуки, что когда-то «сыграли» в очень популярном мультсериале. Теперь Дейл ходит по фанатским конвенциям и безуспешно пытается вернуть себе былую популярность, а Чип променял мечту на спокойную жизнь страхового агента. Злодеи — вышедшие в тираж мультяшки, а перспектива оказаться в пиратских китайских бутлег-фильмах хуже смерти. «Чип и Дейл» напоминает ядерную смесь из «Коня БоДжека», «Кролика Роджера» и мультсериала «Удивительный мир Гамбола»: это креативная анимационная комедия, которая все полтора часа хронометража не перестает удивлять визуальными находками и едким метаюмором.
Детектив-алкоголик (Сэм Рокуэлл) и его чересчур энергичная напарница-констебль (Сирша Ронан) расследуют убийство американского режиссера в Лондоне. Тот как раз собирался ставить фильм по пьесе «Мышеловка», в свою очередь, основанной на детективном романе Агаты Кристи. Проблема в том, что все подозреваемые — люди, так или иначе связанные с театром и детективами, и они лучше самого зрителя разбираются во всех хитросплетениях и клише таких историй. «Смотрите, как они бегут» действует как заправский «худанит», но при этом фильм сам понимает свою жанровую принадлежность и постоянно об этом напоминает, подмигивая сквозь четвертую стену. Неслучайно фильм визуально напоминает перфекционистские работы Уэса Андерсона: как и условный «Отель “Гранд Будапешт”», это тоже история об историях, рукотворный пряничный мир, где реальность и искусство сталкиваются в комичном конфликте.
Еще один занятный комедийный детектив — в этот раз основанный на романе Грегори МакДональда 1976 года (в 90-х по нему уже выходило два фильма с Чеви Чейзом в главной роли). Здесь Джон Хэмм играет мужчину, который приезжает из Италии в Бостон, чтобы вернуть украденную картину. Вот только на месте в съемном доме он обнаруживает труп — и мгновенно становится главным подозреваемым. Герою приходится самому распутывать дело. Фильм снял Грег Моттола — режиссер «Суперперцев», который вот уже 6 лет не появлялся в большом кино. Камбэк получился тихим, но вполне успешным. «Сознавайтесь, Флетч» легко встает в один ряд с другими комедийными детективами: здесь есть на что посмотреть и фанатам «Достать ножи», и тем, кто скучает по условной «Розовой пантере».
Легендарная команда безбашенных каскадеров и сорвиголов вернулась с новой порцией смертельно опасных, абсурдных и иногда откровенно дурацких трюков. Состав «Чудаков» несколько обновился с годами, но дух приключений на свою задницу никуда не делся. Ребята сражаются с ядовитыми змеями, увертываются (и не увертываются) от быков, бьют друг друга током и используют гениталии самыми невероятными и болезненными способами. Если вам этого мало — посмотрите еще и «Чудаков 4.5»: материала у Джонни Ноксвилла и команды накопилось так много, что в один фильм все даже не влезло.
«Пиксар» уже приучили нас, что каждый их анимационный фильм обязательно затрагивает экзистенциальные, совсем не детские темы. В этом смысле неожиданно и приятно было получить от студии кино настолько по-хорошему будничное, как «Я краснею». Яркую комедию о девочке-подростке, которая внезапно обнаруживает, что при сильных эмоциях превращается в огромную красную панду. Родители об этом знают и пытаются уберечь девочку от мира вокруг, а заодно подготовить к семейному ритуалу избавления от панды. Вот только героине все это не очень интересно — она просто хочет попасть на концерт любимой k-pop группы. Никаких вопросов жизни и смерти, никаких размышлений о судьбе и призвании. Просто милая история о том, как подросток и ее родители учатся общаться в мире, который так быстро меняется.