В этом году приятно удивил не только западный кинематограф, но и российский. Помимо завсегдатаев подобных списков — изящных фестивальных драм — наше кино смогло удивить и дерзкими жанровыми работами. Рассказываем о главных 10 фильмах 2019-го.
Смелый остросоциальный триллер Клима Шипенко, который предельно натуралистично рисует портрет современной России. Правда быта здесь скрыта не в громких лозунгах о свободе человека и полицейском беспределе, а в деталях вроде не снятых после больницы бахил и интерьеров квартир. Пожалуй, в массовом отечественном кино никто так смело и честно не рассказывал о судьбе маленького человека на просторах нашей страны. А выверенная режиссура Шипенко с долгими планами и изящной хореографией камеры лишь подчёркивает трагизм истории Ильи Горюнова.
Ещё одно важное событие для российского кино — эротическая драма Нигины Сайфуллаевой о женщине, которая, заподозрив мужа в неверности, решает отплатить ему ответной изменой. Это очень откровенное (как минимум в плане слома табу) кино, которое, однако, хочет не спровоцировать зрителя, а показать ему всю боль краха семьи и наиболее наглядно изобразить её кризис в современной России. Думается, за этим фильмом последует ещё больше смелых работ — и уже поэтому работа Сайфуллаевой важна.
Парадоксальный военный фильм Павла Лунгина об Афганской войне, честно говоря, лучшим представителем жанра не стал и новых вопросов о войне как таковой не задал. Но показать сумятицу и страх в душах солдат, прошедших Афган, смог. Зрелищные боевые сцены сменяются сценами быта обычных парней, и тогда Лунгин создаёт и показывает ту тонкую грань между жизнью и смертью, на которой стоят все герои, — а в этом и заключается весь ужас войны.
Валерий Тодоровский снял милое и искреннее любовное послание, пропитанное ностальгией и воспоминаниями из детства и напоминающее ранние работы Ноа Баумбака. Режиссёру удалось воссоздать целую эпоху и обрамить её в сложную геометрию съёмки и ироничный тон, вскоре переходящий в меланхолию. Но, что важнее, ему удалось сделать живой ещё и саму Одессу — город с террасами и белоснежными колоннадами.
Про 90-е снимают всё чаще, но не всегда выходит удачно. Кино Акопова — пример совершенно иной. Со своим детским взглядом на эпоху и желанием не разоблачить или проанализировать это время, а просто собрать по кусочкам юношеское восприятие «Бык» отличается от собратьев по теме. И исполнитель главной роли Юрий Борисов — идеальный проводник в этот сюрреалистичный мир, напоминающий страшную сказку.
Очаровательный любительский вестерн Сергея Кузнецова в духе «Турбо пацана» и «Шестиструнного самурая», снятый на просторах Казахстана. Режиссёр иронизирует над жанром, но относится к нему с огромной любовью. Воссоздав типичные «леоневские» кадры и сюжетные ходы и наделив героев русифицированными забавными именами вроде Крошки Виталика, Кузнецов сделал эдакий отечественный грайндхаус, в котором вестерн удачно ощущает себя на отечественной ментальной почве.
Кирилл Соколов собрал все отсылки к вестернам, гонконгским боевикам и криминальным фильмам Тарантино, и неожиданно получилось отличное кровавое и драйвовое кино, в котором что ни кадр, то голландский угол или эффектный зум. Постмодернистское массовое кино у нас развито довольно слабо, однако дебют Соколова, кажется, эту несправедливость исправляет. И даже те, кто не поймет довольно простой интертекст, смогут насладиться настоящим парадом ироничных смертей и жестоких драк.
Анна Пармас вернулась в большое кино с бойкой комедией про женщину, пытающуюся найти себя после развода. Вышло уж очень злободневно и, что важнее, смешно, однако, как известно, комедийный жанр одними шутками не ограничивается. Через ироничную призму Пармас показала комплексы и проблемы отечественных женщин, которые, следуя неписаным глупым правилам, не воспринимают себя отдельно от мужа.
«Текст» — не единственный фильм Клима Шипенко, вышедший в этом году. Это кино — уже не социальный триллер про гнилую систему и маленького человека, а комедия в духе «Шоу Трумана» про исправление гадкого московского мажора. Но даже здесь режиссёр смог рассказать о пороках и российской действительности. Как и Пармас, Шипенко удалось, не вешая ярлыков и не говоря банальностей, через легковесную историю сделать важное замечание всему обществу.
Вторая полнометражная работа вундеркинда Кантемира Балагова снова отсылает к историческому контексту (в этот раз обращается к эпохе блокадного Ленинграда и её последствиям). Его история — про разрушительное влияние войны на души людей, про одиночество и внутреннюю пустоту. И как нельзя лучше все эти мотивы подчёркивает его уже сформированный стиль с изящной постановкой кадра и метафорической работой с цветами.