Новогодние каникулы являются прекрасной возможностью наверстать всё упущенное за насыщенный фильмами и сериалами год. На отечественном телевидении и в онлайн-кинотеатрах еженедельно появляются новинки, но большую часть шоу можно пропустить. Расследование пропажи подростков на юге страны, головокружительные истории из 1990-х и соревнование трёх подружек за будущее детей и места в престижной школе — рассказываем о главных отечественных сериалах 2024 года.
«Обоюдное согласие» Валерии Гай Германики — редкий отечественный сериал, который не боится касаться острых и актуальных тем. В первом сезоне речь шла об отношении полицейских и общества к жертве изнасилования в маленьком городе, во втором шоу говорит о домашнем насилии за фасадом благополучной семьи. Владелец модной клиники и гуру альтернативных методов медицины Григорий Венишев (Максим Ползиков) и его супруга Марина (Глафира Тарханова) отмечают 20 лет со дня свадьбы. По дороге домой мужа убивают, а супруга становится главной подозреваемой. Григорий Марину регулярно избивал, но жена молчала. Следовательница Анна (Диана Арбенина) верит супруге жертвы, которая говорит, что невиновна, но намерена разобраться во всех тайнах Венишевых. «Обоюдное согласие» больше похоже на авторский фильм, чем на типичные шоу. Германика часто обращается к близкой к документальной съёмке на ручную камеру и необычным для поточного производства ракурсам. По-разному сняты события настоящего, флешбэки и видения персонажей. С каждым эпизодом загадок в деле становится всё больше, интрига нарастает. Постановщица отлично соединяет семейную драму и детектив.
Режиссёр Душан Глигоров, сценарист Олег Маловичко и оператор Батыр Моргачёв три года назад вместе работали над триллером «Хрустальный». В их новом совместном проекте «Трасса» на первое место вышли женские персонажи, а события развиваются не в лесостепных краях, а на горном юге. Восемнадцатилетняя Кира (Елизавета Ищенко), дочь петербургского судьи Светланы Незнамовой (Карина Разумовская), отправляется в Ставропольский край на поиски биологических родителей. Девочка пропадает, сигнал телефона исчез на трассе. За дело берётся следовательница Эльвира Бараева (Анна Михалкова). Вскоре становится понятно, что дети на трассе пропадают давно. Параллельно происходит двойное убийство. Возможно, преступление связано с исчезновением Киры. «Трасса» — самый жуткий и реалистичный отечественный сериал года. Трафик людей, домашнее насилие, будни секс-работниц составляют лишь верхний пласт затрагиваемых в проекте проблем. Однако из-за закрученного детективного сюжета до финала хочется добраться как можно скорее.
Любовь Львова и Сергей Тарамаев прежде сняли выделяющиеся проекты: триллер «Фишер» и подростковую драму «Чёрная весна». Узнаваемый режиссёрский почерк авторы сохранили в истории про неспокойные 1990-е. Водительница троллейбуса Флора (Виктория Сакова) одна воспитывает троих сыновей от разных отцов. Старший Петя (Слава Копейкин) выполняет поручения главы ОПГ (Тимофей Трибунцев). Средний Юра (Макар Хлебников) рисует афиши фильмов в местном доме культуры. Младший Руслан (Хетаг Хинчагов) регулярно прогуливает школу и продаёт дешёвую бытовую технику. Истории Флоры, сыновей и бывших мужей помогают авторам составить объёмный портрет неспокойного времени. Бандиты, торгаши, инженеры и творческая интеллигенция сосуществуют и ищут способы выживать. Авторы относятся к героям не без иронии, а особенно к ОПГ, в которой состоит Петя, полностью лишая криминальный мир романтики. Сериал является кладезем киноклассики — Тарамаев и Львова цитируют «Апокалипсис сегодня», «Большого Лебовски» и «Крёстного отца». Режиссёры словно бы закрывают сложную тему 1990-х и хотят двигаться дальше.
«Лихие» Юрия Быкова для разговора о турбулентной эпохе выбирают совершенно другую интонацию. Это суровый, кровавый и реалистичный сериал. Бывший егерь и пчеловод Павел Лиховцев (Артём Быстров) переезжает из таёжной деревни в Хабаровск и попадает в банду к старому приятелю Юре (Александр Голубев). Таланты охотника пригождаются новенькому. Павел становится киллером в ОПГ, а на дела отец регулярно берёт сына-подростка Женю (Савелий Кудряшов). «Лихие» наглядно показывают, как связь с криминальным миром разрушает счастливую семью. Жена (Елена Николаева) уходит от Павла. Младший сын остаётся с матерью, старший — с отцом. Убийства и бесконечные разборки кардинально меняют Лиховцевых. Быков, в отличие от Львовой и Тарамаева, не любит шутить. «Лихие» представляют собой олдскульную криминальную сагу в духе шедевров Скорсезе и Копполы, но в узнаваемых реалиях.
Перестроечные времена открыли советским гражданам невиданные прежде возможности. Музыкальные группы стали появляться на эстраде как грибы после дождя. Саратовский милиционер из ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) Александр Шишинин (Никита Кологривый), заручившись поддержкой выпускника местной консерватории Виталия Окорокова (Владимир Канухин), хочет собрать коллектив с женскими вокалистками. С приходом старшеклассницы-оторвы Татьяны (Елизавета Базыкина) и студентки факультета народного пения Алёны (Анастасия Соколова) появляется группа «Комбинация». Несмотря на название, сериал посвящён не двум вокалисткам, а продюсеру Шишинину — большому мечтателю, который не боится рисковать и является настоящим героем своего времени. Как и в «Ладе Голд», режиссёр Никита Власов обращается к эстетике VHS и бодро живописует почти что сюрреалистическую эпоху свободы. Из сегодняшнего дня «Комбинация» смотрится словно фантастика.
Молодая режиссёрка Светлана Самошина, снявшая в прошлом году полный метр «Край надломленной луны», создала дебютный сериал «Первый класс». Аня (Юлия Хлынина), Таня (Марина Васильева) и Лена (Аня Чиповская) дружат со времён петербургского филфака. Аня и Таня воспитывают дочек, Лена много времени проводит с пасынком Петей (Илья Кондратенко). Три подруги решили, что детям необходимо поступить в новую и ещё не открывшуюся школу «Культурное наследие», только свободных мест в учебном заведении сильно меньше, чем желающих. В ход идут связи, козни и липовые рекомендации. «Первый класс» начинается как «Секс в большом городе», но на берегу Невы, однако постепенно превращается в «Большую маленькую ложь», а головокружительный клубок интриг заставляет вспомнить «Отчаянных домохозяек». Наблюдать за развитием событий в истории про родителей, которые за счёт детей реализуют собственные амбиции, чрезвычайно интересно. Получается и смешно, и страшно.
Иван Соснин прославился душевными, но не чрезмерно сентиментальными картинами «Далёкие близкие», «Иваново счастье» и «Пришелец». «Юг» стал первым сериалом в карьере постановщика. До 14 лет Юг Кипень (Ярослав Могильников) воспитывался бабушкой (Надежда Маркина) и не подозревал, что у него есть другие родственники. Мама умерла, когда мальчику было три года, про папу никто не рассказывал. В бабушкином комоде Юг находит конверт с деньгами. Оказывается, каждый месяц папа присылал сыну шесть тысяч рублей. Мальчик находит в Интернете список всех подходящих по возрасту мужчин по имени Дмитрий Кипень и отправляется в путешествие по России. Каждого потенциального папу Юга играет отечественная звезда — от Юрия Колокольникова до Александра Яценко. Однако пленяет сериал в первую очередь потрясающими видами нашей страны: от Находки до Москвы. Несколько наивный проект напоминает, что отзывчивых людей вокруг всё-таки больше, чем злых, а в дороге всегда можно обзавестись впечатлениями и знакомствами на всю жизнь.
Другой заметный режиссёр — Борис Акопов — тоже дебютировал в сериальном деле. Но если прославивший автора и победивший на «Кинотавре» «Бык» был криминальной драмой про 1990-е, то «На автомате» — криминальная комедия про сегодняшний день. Братья Рома (Слава Копейкин) и Женя (Денис Косиков) из провинциального Неясного хотели украсть кабель с заброшенного завода (чтобы помочь маме!), а нашли ящик со 113 автоматами. Разумеется, хозяин оружия недоволен, у братьев возникают проблемы. «На автомате» не может похвастать ураганным темпом, но в лучших эпизодах напоминает «Фарго» или даже британский сериал «Голяк». В отечественном аналоге герои тоже с каждым следующим шагом наживают себе новых врагов и серьёзные проблемы. Однако смотрятся приключения Жени и Ромы бодро.
«Морозко» Юлии Лысовой основан на личной истории авторки, что для российских сериалов большая редкость. Рите (Аглая Тарасова) чуть за 30, но врач на плановом осмотре огорчает диагнозом: ранний климакс. Если Рита хочет стать матерью, то у девушки есть буквально несколько месяцев, чтобы зачать ребёнка. В спешном порядке начинаются поиски подходящего кандидата. Рита быстро знакомится с Тарасом (Никита Ефремов), который может помочь с выбором донора спермы. Изначально может показаться, что «Морозко» — ситуативная комедия о приключениях парочки в Москве, однако шоу Лысовой превращается в терапевтическую драмеди о травматичном прошлом. На взрослую Риту повлияло детство в доме с отцом-алкоголиком (Николай Наумов) и дедом-выдумщиком (Андрей Федорцов). Лысова не боится открыто говорить о вещах, о которых принято помалкивать.
«Игры» Евгения Стычкина, режиссёра «Цикад» и «Нулевого пациента», открывают зрителям ещё одну эпоху — рубеж 1970-1980-х. Игорь (Григорий Верник), сын советского функционера, по протекции папы попадает в оргкомитет Олимпиады-80 и наблюдает за подготовкой к масштабному событию. Спортивные объекты не сдаются в срок, чиновники спорят, Брежнев (Юрий Стоянов) сомневается, так что проведение соревнований находится под вопросом. «Игры» благодаря молодому и энергичному Игорю предлагают широкий срез эпохи: и андеграундные тусовки, и собрания партийных работников, и новостные сводки о войне в Афганистане. Если «Комбинация» рассказывала о перестроечных временах и глобальных изменениях в СССР, то проект Стычкина возделывает почву, на которой выросли демократические перемены. Эпоха позднего Брежнева оказывается созвучна нашему времени.