Совсем недавно завершился Венецианский кинофестиваль, где жюри присудило «Золотого льва» Одри Диван, а чуть ранее до этого «Пальмовую ветвь» Канн забрала Жюлия Дюкурно. Помимо того что обе картины родом из Франции, режиссерское кресло в них заняли женщины. Эти события дают надежду, что мы наблюдаем хоть и медленный, но все же прогресс в репрезентации историй, рассказанных с женской оптикой. Постановщицы продолжают брать главные награды, пока их фильмы берут за душу. В связи с последними событиями мы решили вспомнить, какие имена еще следует знать подкованному зрителю. Это не только режиссерки, которые успели создать признанные критиками шедевры, но также те, за чьим авторским становлением будет интересно наблюдать в ближайшие годы.
Выбрать ограниченное количество кинематографисток — довольно сложная задача, поскольку есть немало женщин, заслуживающих упоминания, есть те, имя которых у всех на слуху, вроде Греты Гервиг. Но во избежание вопросов стоит отметить, что этот список будет сосредоточен исключительно на зарубежных представительницах.
Будет логично начать шествие по творчеству женщин в кино не с кого иного, как Хлоя Чжао. Она вписала себя в историю как первая женщина азиатского происхождения, получившая «Оскар» за лучшую режиссуру, а ее фильм «Земля кочевников» забрал статуэтку в главной номинации. До знаменательного события Чжао уже была отмечена критиками за свои предыдущие работы: «Песни, которым меня научили мои братья» и «Наездник». Уже тогда, имея всего две картины в фильмографии, режиссерка стала любимицей фестивалей и многообещающим голосом в кино. Ее фильмы известны своей реалистичностью (в ролях вместо актеров могут быть местные жители), а сама Хлоя как нельзя лучше создает идеальный баланс документалистики и художественного произведения.
Своим следующим проектом («Вечные» от студии Marvel) Хлоя Чжао доказывает, что готова экспериментировать и выходить за привычные рамки.
Фамилия Дюкурно больше остальных мелькала в российских СМИ за последние месяцы. И дело не столько в том, что Спайк Ли проспойлерил ее победу, сколько в смелости членов жюри отдать приз самому резонансному, но, вероятно, оригинальнейшему фильму каннской основной программы.
«Титан» стал вторым проектом Дюкурно после картины «Сырое» — эксцентричного хоррора о взрослении и каннибализме. Режиссерка подкупает не сценами насилия, а своей любовью к долгим кадрам. Ее смелость не отводить взгляд от самых мрачных сторон человеческой натуры заставляет зрителей быть прикованными к экрану до последних минут. Уже сейчас ясно, что перед нами яркая представительница боди-хоррора, способная играть с жанром и покорять публику.
Венецианский фестиваль уже больше недели как закончился, но споры о том, кто больше заслуживает «Золотого льва», не утихают. Особенно раскол прослеживается в российской прессе, где люди разделились на тех, кто радуется за Диван, и тех, чьим фаворитом был Соррентино.
Сколько бы люди ни писали, что политике нет места в киноиндустрии, сложно отрицать обратное — фильмы являются зеркалом, отражающим нашу реальность, и, соответственно, с легкостью могут взять на себя роль политического манифеста. «Событие» затрагивает один из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня. Когда в Польше или в Техасе проходят протесты против запрета абортов, это так или иначе просачивается на экраны, дабы запечатлеть дух времени. Если Одри Диван и дальше будет так точно и, главное, вовремя снимать подобное социальное кино, то не стоит упускать фильмы постановщицы из вида.
Прорыв Феннел произошел еще тогда, когда она стала сценаристкой второго сезона «Убивая Еву», а вскоре после этого сыграла роль Камиллы Паркер-Боулз в сериале «Корона». Британская сценаристка заявила о себе в новом ключе на «Сандэнсе» в 2020 году, где был показан ее режиссерский дебют «Девушка, подающая надежды» с Кэри Маллиган в главной роли. Победа на «Оскаре» в номинации «лучший сценарий» дает возможность с полной уверенностью говорить об Эмиральд как о важном голосе в кино. В ее картину можно влюбиться с первого взгляда или же можно возненавидеть до беспамятства, но смелый подход начинающей режиссерски, которая смешивает черную комедию и триллер воедино, определенно является хорошим началом ее карьеры.
Мы часто слышим фразу, что никогда не поздно стать выдающимся режиссером. Отем де Уайлд — блестящий тому пример, она дебютировала в качестве режиссерки в возрасте 49 лет со своим фильмом «Эмма.».
Де Уайлд начинала карьеру как фотограф — она сняла обложки альбомов для таких музыкантов, как The White Stripes, Fiona Apple и Beck. Позже Отем начала покорять индустрию видео и работала над клипами для Ingrid Michaelson, The Raconteurs и Death Cab for Cutie. И вот в 2020 году выходит фильм «Эмма.» с Аней Тейлор-Джой в главной роли, который сразу же привлекает к себе внимание зрителей. Весьма амбициозно взяться за текст, который из поколения в поколение был одним из любимых романов поклонников Джейн Остин. Но, вероятно, благодаря своему прошлому опыту у Отем получается создать стильную экранизацию. Она помещает своего зрителя в невероятно красивый мир, демонстрирует сценарное мастерство в диалогах и теперь заставляет нас ломать голову, за что же она возьмется дальше.
Ниа ДаКоста — одна из тех, кому еще предстоит создать себе имя, но уже сейчас нельзя не заметить ее таланта. Ее «Лесок» стал одним из самых любопытных дебютов за последние годы: мастерски снятая и написанная картина с сочувствием изображает рабочий класс Америки. Совсем недавно на российских экранах вышла вторая работа режиссерки, «Кэндимен», а в 2022 году запланирован релиз очередного марвеловского фильма «Марвелы», где режиссерское кресло займет не кто иной, как ДаКоста. Начиная с маленького инди-фильма, авторка перешла к жанру хоррора и масштабному блокбастеру. Кажется, она готова сделать что угодно, а мы будем рады посмотреть на результат ее трудов.
Есть целый ряд женщин, которым пришлось потратить годы на кропотливую работу, прежде чем зрители смогли оценить их студийные работы. Такими, например, стали Ники Каро («Мулан») и Кейт Шортланд («Черная вдова»). По этой причине «Хищные птицы» Янь является столь важной вехой в истории супергеройского кино. Подобно другим режиссерам, Кэти получила возможность снимать франшизу с огромным бюджетом, лишь пройдя через этап независимого производства. В данном случае это был дебют режиссерки «Мертвые свиньи». Даже если фильм о Харли Квине не особенно оправдал ожидания студии, Кэти Янь вошла в группу голливудских режиссеров и достаточно ярко заявила о себе, чтобы продолжить карьеру.
В 2019 году Селин Сьямма получила всемирное признание благодаря своей картине «Портрет девушки в огне». Режиссерка отличилась прежде всего тем, насколько тонко ей удалось исследовать женский мир и сексуальную идентичность. Ее фильм, напоминающий живопись XVIII века, рассказывает историю любви двух героинь, чей роман оказывается обреченным, даже не успев начаться. Кинематография Сьямма — ни на что не похожее обнажение внутреннего мира женщин и его взаимодействие с миром внешним. У француженки на счету пять лент, последняя из которых выходит в этом, 2021 году.
Говоря о творчестве Селин Сьямма, нельзя не упомянуть молодую начинающую режиссерку Луану Байрами, которая играла в «Портрете девушки в огне» и чей дебют «Холм, где ревут львицы» запланирован на 2021 год.
Выдающаяся инди-режиссерка известна своим интимным и аккуратным почерком. Ее картина «Венди и Люси» была признана одним из лучших фильмов 2008 года рядом критиков. Драма с Мишель Уильямс в главной роли о девушке, которая пытается добраться до Аляски, отражает портрет американской жизни во время экономических потрясений. А последний фильм Райхардт «Первая корова» представляет собой нежную сказку о мужской дружбе. Столь же тонкая и богатая на повествование картина, как и предыдущие работы режиссерки, в очередной раз доказывает, что необходимо продолжать следить за творческим путем Келли Райхардт, ведь она неизменно трогает сердца своей публики.
Китти Грин обрела популярность после выхода ее фильма «Ассистентка» (2019), где главная роль досталась Джулии Гарнер. Картина была показана на «Сандэнсе» и «Теллурайде», и на фоне совсем еще недавних событий движения #MeToo и дела Харви Вайнштейна она кажется наиболее точным продуктом своего времени.
Важно отметить, что Грин до своего первого художественного проекта сделала себе имя в мире документалистики. Режиссерка сняла такие фильмы, как «Украина не бордель», а позже «Прослушивание на роль ДжонБене», который получил большой резонанс на «Сандэнсе» и был вскоре подхвачен Netflix. Опираясь на свой прошлый опыт, Китти Грин мастерски переплетает окружающую нас реальность с художественным вымыслом. В своем приглушенном, но важном исследовании темы сексуальных домогательств на рабочем месте режиссерка демонстрирует свой талант создавать нагнетающие и напряженные истории. Хочется верить, что это не последнее художественное высказывание Китти Грин, которой явно есть что сказать зрителю.