Последний месяц весны принес в отечественный прокат несколько важных фильмов о войне, жанровые новинки и даже интригующее российское кино. Рассказываем, что нас будет ждать в кинотеатрах в мае.
Перед 9 Мая в прокате можно будет застать не только отечественные военно- патриотические блокбастеры, но и образовательное кино о Второй мировой войне. «Где Анна Франк» Ари Фольмана — это не экранизация дневника девочки из Нидерландов, а интересная попытка поразмышлять о ее наследии и влиянии на современный мир. Анимационный фильм расскажет о воображаемой подруге Анны по имени Китти, к которой она обращалась в своих записях; материализованная девушка попадает в наше время и пытается найти Франк, но узнает, что та погибла во время войны и стала одним из символов холокоста. Китти бродит по современному Амстердаму и доносит до окружающих простую истину, в которую верила Анна: если ты оберегаешь от зла хотя бы одну жизнь, ты спасаешь весь мир.
В кино с 5 мая.
Еще одна важная приуроченная к 9 Мая премьера — документальный фильм «Война Раи Синициной», который должен отрезвить всех тех, кто считает, что День Победы носит праздничный характер. Это портрет блокадницы и ветерана Великой Отечественной войны, 94-летней женщины по имени Рая, которая теперь живет в Израиле. Она вспоминает прошлое, пересказывает свои интересные сны, начинает дружбу с молодым режиссером, горюет по умершим ровесникам и оттого размышляет о том, что День Победы — это в первую очередь день скорби по ушедшим, а не радости.
В кино с 5 мая.
Эксцентричная художница и профессор физики встречаются в самых романтических обстоятельствах из возможных, прячась от летнего ливня под одной крышей. Они полные противоположности: в их отношениях сталкиваются чувства и разум, иррациональное и реалистическое, и все же, несмотря на все различия, пара находит общий язык. «Супергерои» — мелодрама Паоло Дженовезе, мастера разговорного кино и автора «Идеальных незнакомцев». В этот раз он докажет зрителям, что любовь — главная суперспособность.
В кино с 5 мая.
Калейдоскоп из одиннадцати историй, в которых разные актеры, музыканты и прочие деятели искусств обсуждают бытовые вопросы и экзистенциальные проблемы за чашечкой кофе и пачкой сигарет. В каком-то смысле «Кофе и сигареты» стали эталонной работой Джармуша. Может, не самой его лучшей или изящной, но показывающей, что для кино этому незаурядному автору многого не надо. Всего-то посадить людей за стол и заставить болтать ни о чем.
В кино с 12 мая.
Лиам Нисон продолжает уничтожать врагов, пользуясь своим набором особых умений. Во «Флешбэке» он играет профессионального киллера, который вынужден отбиваться одновременно от ЦРУ и криминальной группировки — все потому, что предпочел контракту честь. Из когорты одинаковых боевиков с Нисоном этот выделяет приличный актерский состав (делить экран с Лиамом будут Гай Пирс и Моника Беллуччи), а также автор «Казино „Рояль”» Мартин Кэмпбелл в режиссерском кресле.
В кино с 12 мая.
Драма из Косово, которая попала в шорт-лист премии «Оскар» как «лучший международный фильм» и стала триумфатором фестиваля «Сандэнс» в 2021-м — там картина взяла Гран-при программы «Мировое кино», приз зрительских симпатий и награду за режиссуру. «Улей» рассказывает о женщине по имени Фахрие, чей муж пропал без вести. Ей приходится взять бизнес в свои руки, но в патриархальном обществе сделать это не так уж просто. Это эффектная и лаконичная драма (идет всего 84 минуты), которую не стоит пропускать любителям независимого кино.
В кино с 12 мая.
Для тех, кто знает Сергея Бодрова по историческим блокбастерам «Кавказский пленник» или «Монгол», его новый фильм может показаться странным. Это приземленная, очень скромная и современная история о молодом человеке по имени Илья, которому заикание мешает жить: из-за дефекта речи он не может построить отношения и найти работу. Герой наконец-то решает избавиться от недуга, поэтому записывается на курс к доктору Черкасовой, которая уже вылечила не один десяток заик. В группе Илья влюбляется в понимающую его проблемы девушку, но оказывается, что глаз на него положила и сама Черкасова. «Дышите свободно», судя по трейлеру, окажется не просто мелодрамой о любовном треугольнике, но и злободневной драмой о важности и сложности проговаривания чувств.
В кино с 12 мая.
В Якутск приезжает молодой мигрант из Киргизии. У него нет ни знакомых, ни документов, ни работы, ни особого знания языка. В Якутске он хочет чего-то добиться, но чего — не совсем понятно. На своем пути он попадет в опасную передрягу, из которой молчаливому чужаку выбраться будет непросто. «Нелегал» — новая работа Дмитрия Давыдова, автора картины «Пугало», пару лет назад громко прогремевшей на «Кинотавре». В фильме он исследует тему мигрантов и их сложной адаптации в обществе. Эта проблема в последние годы все чаще мелькает в отечественном независимом кино: уже было «На близком расстоянии» Добрыгина и готовятся к прокату «Продукты 24» Бородина.
В кино с 12 мая.
Еще одна ретроспективная премьера. В российский прокат возвращается шедевр Мартина Скорсезе, яркий байопик такой же яркой личности — брокера Джордана Белфорта, сколотившего состояние на финансовых махинациях. Сумасшедший мир Уолл-стрит, где опьяненные богатством люди с головой окунаются в разврат и похоть, Скорсезе рисует обманчиво симпатичным. Впрочем, все это одна огромная и очень изящная шутка над обществом, которое порицает обманщиков, но само хочет быть на их месте.
В кино с 19 мая.
Номинант на премию «Оскар» в категории «лучшая песня». «Четыре хороших дня» — сага о напряженных отношениях матери и пытающейся избавиться от наркотической зависимости дочери. Родительница не особо верит в стремление ребенка в очередной раз завязать, но все же решает помочь ей и увозит ее в наркологическую клинику. Фильм Родриго Гарсии вряд ли удивит любителей узкого жанра, в котором герой или героиня пускается в одиссею саморазрушения или, наоборот, пытается из нее выбраться. Вот и «Четыре хороших дня» — это несколько манипулятивная и чересчур сентиментальная драма, которая либо заставит вас лить слезы, либо изрядно взбесит.
В кино с 19 мая.
Девушка Софи остается одна в большом особняке своих знакомых. Когда в дом вламываются грабители, она оказывается единственной, кто может им помешать. Вот только Софи — незрячая. Чтобы ориентироваться вокруг и дать отпор преступникам, она связывается через специальное приложение с волонтеркой, которая на время становится ее глазами. Канадский концептуальный триллер наверняка заинтересует фанатов картин в духе «Не дыши» или «Тишины» Майка Флэнегана.
В кино с 19 мая.
В ближайшем будущем можно жить вечно — правда, с одной оговоркой: человек все равно смертен, просто его место занимает клон. Точную, но улучшенную копию самой себя решает создать и Сара — девушка, которой поставили смертельный диагноз. Правда, судьба играет с героиней злую шутку: болезнь отступила, а деактивировать клона просто так не получится. Через год ей предстоит биться с совершенной версией самой себя — продолжить жизнь может только одна из них. Победить практически невозможно, но Сара начинает изнурительные тренировки, чтобы вернуть себе жизнь. «Клон» хоть и кажется развитым до полнометражного формата эпизодом «Черного зеркала», но все равно удивляет своим циничным и отчасти сатирическим взглядом на будущее.
В кино с 19 мая.
Режиссеру, который раньше никогда не снимал большое полнометражное кино, дают непростое задание. Он должен сделать зомби-хоррор, снятый целиком всего одним дублем, — его будут транслировать в режиме live. Съемочный процесс осложняют личные и технические проблемы, которые в итоге тоже станут частью вымышленного сюжета. «Окончательный монтаж» — ремейк отличной японской комедии «Зомби одним планом» от французского режиссера Мишеля Хазанавичуса, автора оскароносного «Артиста».
В кино с 19 мая.
Прямиком с американского кинофестиваля South by Southwest до отечественного проката добрался один из главных режиссерских дебютов этого года — фильм «Ника» от создательниц сериала «Алиса» Василисы Кузьминой и Юлии Гулян. Это трагическая история о тяжелой жизни героини по имени Ника: в 8 лет вместе с матерью она гастролировала по СССР и читала не по годам мудрые стихи; теперь ей 27, из вундеркинда выросла травмированная и потерявшая вдохновение девушка. Она пытается разобраться в себе, заново обрести «голос», а главное — высказать все деспотичной матери, которая превратила дочь в знаменитость, а потом эмоционально уничтожила.
В кино с 19 мая.
Недооцененному и вечно сидящему на вторых планах актеру Стивену Грэму наконец-то выпал шанс показать свой недюжинный актерский талант. В «Точке кипения» он сыграл шеф-повара модного лондонского ресторана, которому в канун Рождества нужно решить уйму личных и связанных с бизнесом проблем: он переживает развод, много пьет, что-то употребляет и параллельно руководит кухней ресторана, которому любой ценой нужно доказать свой высокий статус перед строгим фуд-критиком. Еще одна важная особенность фильма заключается в том, что он снят одним кадром — приемом, который усиливает ощущение, что главный герой участвует в гонке со временем.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 26 мая.