Откровенно слабый ремейк знаменитого корейского триллера. В фильме разочаровывает все, кроме суровой физиономии Джоша Бролина
Пьяница, бабник и молодой отец Джо Доссетт (Джош Бролин) однажды просыпается в камере подпольной криминальной тюрьмы. Он требует у тюремщиков объяснений, но те в ответ лишь молчат и кормят его китайскими пельменями. Год спустя Джо узнает по установленному в камере телевизору, что его жена была изнасилована и убита и что на месте преступления полиция нашла его сперму – собранную тюремщиками, пока он спал. Еще через некоторое время Джо становится известно, что его маленькую дочь удочерили чужие люди. Решив во что бы то ни стало выбраться на свободу и убить тех, кто его подставил, Доссет начинает «качаться» и учиться драться по восточным боевикам. Проходит двадцать лет, и Джо удается пробить выход наружу, но он не успевает им воспользоваться. Внезапно, без всяких объяснений, его освобождают из заключения. Он думает, что самое страшное осталось позади, но быстро осознает, что тюрьма – лишь первая часть хитроумного плана его мучителей.
Каннский фестиваль 2004 года был торжеством неевропейских картин. «Золотую пальмовую ветвь» получил американец Майкл Мур за «Фаренгейт 9/11», призы за лучшие актерские работы унесли домой японец и китаянка, а Гран-при жюри под руководством Квентина Тарантино присудило южнокорейскому триллеру «Олдбой», также удостоенному многих других международных, региональных и национальных наград. Поскольку двумя годами ранее Гор Вербински с успехом переснял японский хоррор «Звонок», в Голливуде вскоре пошли слухи, что драматичный и увлекательный «Олдбой» также обзаведется американской версией. И действительно, продюсер «Звонка» Рой Ли попытался найти тех, кого бы такой проект заинтересовал. В 2008 году всерьез обсуждался вариант со Стивеном Спилбергом в качестве режиссера и Уиллом Смитом в качестве ведущего актера, и это был бы номер – мастера семейного кино переснимают провокационный и экстремальный хит! Но в итоге мы вместо Смита получили Джоша Бролина, а вместо Спилберга – Спайка Ли. Такая вот расовая рокировочка.
Трудно сказать, мог ли вообще кто-нибудь из голливудцев воссоздать «Олдбоя» в рамках американской кинокультуры и общественной морали, но очень легко сказать, справился ли с этим Спайк Ли. Нет, не справился. Его картина промахивается даже тогда, когда мишень стоит в двух шагах. Например, в кульминации корейского «Олдбоя» герой может убить злодея, но не решается это сделать, поскольку в случае смерти негодяя случится нечто ужасное. В американском фильме есть аналогичная сцена, и Джо ведет себя в ней почти так же, как его заокеанский прототип, но ничего ужасного ему не угрожает! «Его» злодей не позаботился о страховке. Это полный провал. С тем же успехом можно было снять ремейк боевика, в котором герой стреляет не из пистолета, а из пальца. Одного этого достаточно, чтобы списать фильм Ли в утиль.
К сожалению, многие другие сценарные промахи голливудской команды невозможно обсуждать, не раскрывая сюжетные тайны. Однако проблем у нового «Олдбоя» хватает и без ляпов Марка Протосевича, сценариста «Я – легенда». Главная из них – художественная убогость американской ленты в сравнении с корейской постановкой. Фильм Пак Чхан Ука – это восхитительный, головокружительный калейдоскоп жанров, от высокой трагедии до низкопробной комедии. И все они не перечеркивают, а дополняют друг друга. Американский же «Олдбой» – это однообразный «нуар» с несколькими вспышками сверхжестокого насилия. Ни ностальгической мелодрамы, ни черного юмора, ни античного трагизма… И снят фильм Спайка Ли как-то прозаично, без стилистических изысков, благодаря которым корейскую картину интересно пересматривать, даже когда знаешь наизусть все ее сюжетные сюрпризы. Рожденный летать, новый «Олдбой» ползает как таракан, не поднимая головы от земли.
Некоторые американские критики пишут о фильме, что по крайней мере Джош Бролин в нем хорош. Да, звезда «Людей в черном 3» справился с тем, что от него потребовал режиссер. Но от Чой Мин Сика в корейском фильме требовалось куда большее. И потому его игру можно назвать «превосходной», а игру Бролина – лишь «профессиональной». О прочих же актерах и говорить не хочется. Элизабет Олсен играть толком нечего, а для Шарлто Коупли придумали столь дурацкий образ, что с ним бы не справился и куда более талантливый и опытный исполнитель.
Смотрите в кино с 28 ноября.