Возможно, для подростков, которые выросли на пингвинах, читающих рэп, и сериалах про бурундуков, этот фильм слишком изыскан, однако он в равной мере волнует и очаровывает. Для многих из нас он, вероятно, надолго станет любимым. Знаток истории кино Скорсезе в мельчайших деталях воссоздает юность кинематографа, но история Хьюго все же воспринимается сердцем... Это величайший фильм о любви, снятый великим режиссером
Париж, год 1931. Юный Хьюго (Баттерфил) содержит в рабочем состоянии часы на огромном железнодорожном вокзале и прячется от охранника (Барон Коэн), который вознамерился сдать его в сиротский приют. С помощью Изабель (Морец) Хьюго удается запустить человекоподобный автомат, оставшийся от его покойного отца. Тот рисует картинку, которая заставляет детей углубиться в раскрытие тайны несчастного лавочника (Кингсли), крестного отца девочки, магазинчик которого находился на этом же вокзале.
История спецэффектов в кино замыкает круг: Мартин Скорсезе экранизирует детскую книгу Брайана Селзника "Изобретение Хьюго Кабре", а снятый в 1902 году шедевр Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" оцифровывается и становится современным 3D-зрелищем. Да, одним из персонажей "Авиатора" был кинематографист-визионер, да, "Нью-Йорк, Нью-Йорк" и "Король комедии" – фильмы о шоу-бизнесе, однако "Хранитель времени 3D", как ни удивительно, – это первая лента Скорсезе, целиком посвященная кино, главной страсти всей его жизни.
Как и вышедший на экраны в этом году «Артист» (для киномана посмотреть две этих картины на одном сеансе было бы невероятно волнующе), "Хранитель времени" – это одновременно признание в любви к чудесам кинематографа, сделанное с французским акцентом, и попытка вернуться к методам съемки, отброшенным на обочину в ходе гонки за новизной, отдав дань уважения творчеству великих художников, которые эти приемы разработали. "Артист", снятый в формате, столь милом Академии, – это вообще черно-белый немой фильм, пародирующий картины, которые создает его трагикомический герой. А вот Скорсезе, самый авторитетный режиссер из снимавших в 3D, с тех пор, как Альфред Хичкок выпустил на экраны «В случае убийства набирайте »M«», в "Хранителе времени" использует возможности современных кинотехнологий на полную катушку, как это делал в свое время и Мельес. Фильм снят с каким-то маниакальным восхищением тем сочетанием магии и механики, которое объединило старого и юного героев: циркового фокусника, ставшего кинематографистом, и мальчишку, унаследовавшего дар ремонтировать механизмы.
Большая часть фильма снята в одной громадной, детально воссозданной декорации: это реальный и в то же время фантастический железнодорожный вокзал Парижа, одновременно представляющий собой гигантские часы, внутри которых носится Хьюго (Аса Баттерфилд, который здесь совсем не похож на прелестное дитя). В многочисленных недовольных жизнью второстепенных персонажах, у каждого из которых своя собственная маленькая история, есть что-то от «Амели», но лишь потому, что Скорсезе вдохновляли те же французские фильмы тридцатых годов прошлого века, что и создателей знаменитого хита.
Во избежание ассоциаций с инспектором Клузо из «Розовой пантеры», парижане у Скорсезе разговаривают с английским акцентом: кажется, что Хлоя Морец подражает Дженни Агаттер, а Саша Бэрон Коэн в роли хромого ловца детей – просто вылитый Питер Кук. Полет воображения создателей фильма не ограничивается лишь любовью к кино: Кристофер Ли с нежностью создает образ совсем не зловещего книготорговца, раздающего сочинения Жюля Верна и книги о Робин Гуде. Его ученица Изабель (Морец) боготворит книги не меньше, чем Хьюго – кинематограф. Она экспериментирует с новыми словами и настаивает на том, чтобы их приключения происходили в библиотеке.
Персональная история Хьюго изобилует всяческими передрягами и напоминает сериал: как когда-то Гарольд Ллойд, он висит на циферблате, повышая градус опасности; в своих снах мальчик то превращается в живые часы-киборга, то становится виновником эффектного крушения поезда. Но вершина всего – флешбэк, в котором показан мир довоенного немого кино, и это тоже история вечной любви. В сценах, которые любой настоящий киноман не сможет смотреть без слез, мы видим, как в студии, целиком выполненной из стекла (таким образом достигалась необходимая освещенность во времена, когда еще не были изобретены дуговые лампы), создаются немые образы. И этот мир столь же полон чудес, сколь и любой современный блокбастер.