В октябре могло исполниться 90 лет Роджеру Муру – известному британскому актёру, подарившему один из самых неожиданных и ревизионистских образов Джеймса Бонда. Флегматичный, рассудительный и местами склонный к абсурдистским выходкам – таким запомнили Агента 007 в исполнении Мура, игравшего роль супершпиона с 1973-го по 1985 год. Мы вспомнили 4 самых удачных и интересных фильма о Джеймсе Бонде с участием британского артиста.
Третий фильм с участием Роджера Мура – приключения Джеймса Бонда и агента КГБ Амасовой, бросивших вызов злодею-мегаломану Стомбергу. В этом экзотическом туре (от Египта с его монументальными пирамидами до курортных локаций Средиземного моря) шпиону удаётся сорвать планы безумца, планировавшего развернуть ядерную войну и переписать ход истории, – злодей намеревался создать новую цивилизацию под водой.
Выдержанный, в одинаковой пропорции распределивший и экшен-сцены, и юмор, и шпионскую романтику, «Шпион, который меня любил» – показательный пример как режиссёрской, так и актёрской зрелости.
В первых двух фильмах («Живи и дай умереть», «Человек с золотым пистолетом») Роджер Мур ещё искал себя во флегматичном образе Агента 007. Хладнокровный, иногда способный на скупую иронию ловелас-супергерой – именно такой портрет Бонда сложился в 70-е годы, когда Мур встал на лыжи и прокатился по альпийским горам, параллельно стреляя в злодеев. Бонусом – одиссеевская хитрость шпиона, победившего злодея по кличке Челюсти крайне нетривиальным и изобретательным способом. Редкий случай, когда в двух часах насыщенного действия почти нет лишнего кадра или сцены.
Гай Хэмилтон, снявший несколько известных фильмов «бондианы» (включая один из самых выдающихся – «Голдфингер»), в 1973 году произвел неожиданную рокировку, отправив Бонда в глушь на юге Америки, чтобы тот разобрался с убийцей агентов МИ-6. Сеттинг, мягко говоря, экзотический не только по меркам десятилетнего опыта франшизы, но и в контексте всех 25 фильмов: здесь и ритуалы вуду, и карты Таро, и афро – этот «Бонд» передавал привет блэксплотейшн-эстетике, тогда находившийся на самом пике. Равно как и движению «Чёрных пантер», добившемуся влияния в Америке начала 70-х.
Именно здесь мы впервые встретились с Роджером Муром в образе суперагента 007. Канонический Бонд Шон Коннери отказался возвращаться в знакомое амплуа, поэтому продюсерам Брокколи и Зальцману пришлось искать замену. К счастью, у создателей всё сложилось, от интригующего сюжета в экзотических локациях до интрижек Бонда, – здесь шпион сошёлся со специфичной дамой, ясновидящей Солитэр. Нововведение во франшизе, заслуживающее внимания. Да и сам Мур, в общем-то, как показало дальнейшее развитие киносериала, находился на своём месте.
Фильм Льюиса Гилберта, благодаря которому эпоха Роджера Мура закрепилась в качестве самой экспериментальной и безумной в истории «бондианы». На этот раз Агент 007 следует за миллиардером Драксом, чтобы предотвратить его злодейский умысел. Маршрут Бонда весьма специфичен: и чинные прогулки по Венеции, и Калифорния, и джунгли Амазонки, и, наконец, космическое пространство, куда герой попадает вместе со своей напарницей.
Потакая всеобщему помешательству на «Звёздных войнах», Гилберт решил зайти как можно дальше – он превратил картину в космическую эпопею, где Роджер Мур делил кадр с космическими станциями и лазерными лучами. Зрелище в одинаковой степени диковинное и нелепое, но трудно отрицать странноватое обаяние картины, особенно во вступительной сцене (лучшей в фильме!), когда Бонда выталкивают из самолета и тот стремительно летит вниз. После противоречивого результата «Лунного гонщика» (фильм вроде и собрал большую кассу, но принят был без восторгов), создатели Бонда поумерили аппетиты и перестали экспериментировать с такой космической экзотикой. Но с образом Бонда – отнюдь.
Многие всерьез называют сериал о Бонде клоунадой. Впрочем, у такого заявления есть основания. «Осьминожка», шестой и предпоследний фильм с участием Роджера Мура, довёл это сравнение до прямолинейности (там Джеймс Бонд действительно обезвреживает бомбу, разодетый в костюм клоуна). Именно тогда Агент 007 в исполнении Мура получил статус самого неожиданного и неканоничного (он, мягко говоря, не соответствовал изначальному видению Яна Флеминга). Впрочем, подобный образ идеально вписывался в причудливую и даже издевательскую ревизию 70-х.
В «Осьминожке» впервые за тринадцать фильмов Бонда отправили в Индию, дав зрителям возможность полюбоваться местными ландшафтами. Но куда больше внимания здесь отведено забавным переодеваниям Агента 007, нежели сюжету (подчас совершенно абсурдному и комическому), не говоря уже об антагонистах. Один из которых – советский генерал Орлов в исполнении Стивена Беркоффа. Прекрасный пример, чтобы убедиться: «Бонды» Роджера Мура – абсолютный разрыв с реализмом, своеобразный постмодернистский апокриф в мире Яна Флеминга. И с «Осьминожкой» в этом отношении не сравнятся вполне будничные и заурядные «Вид на убийство» и «Только для ваших глаз», которые иной раз выглядят более выдержанно и качественно.