В начале июля на набережной Круазетт открылся 74-й Каннский кинофестиваль, который в этом году, вопреки всему, проходит в режиме офлайн. От Канн традиционно ждешь отличных фильмов, шумных вечеринок и ярких дефиле на красной ковровой дорожке. В период, когда концентрация талантливых людей на один квадратный метр угрожающе зашкаливает, также происходит множество странных инцидентов, курьезов и просто неоднозначных событий.
Собрали пять главных скандалов, которые навсегда вошли в историю Каннского кинофестиваля.
Один из самых громких «каннских» скандалов произошел еще в конце пятидесятых годов прошлого века. Тогда в конкурсе был заявлен масштабный по тем временам блокбастер под названием «Вокруг света за 80 дней». Продюсером картины выступил Майкл Тодд. В своем стремлении произвести впечатление на гостей фестиваля Тодд слегка перегнул палку — специально к премьере фильма на Лазурный берег привезли живых тигров. Оказавшись на красной ковровой дорожке, дикие животные начали вести себя весьма агрессивно — их явно нервировали вспышки камер и свет софитов. В какой-то момент ситуация и вовсе вышла из- под контроля — тигры стали стремительно кидаться на гостей, которым не повезло оказаться рядом. Возле кинотеатра началась паника — испуганные люди старались как можно быстрее убежать от хищников, что в итоге привело к давке. К счастью, никто серьезно не пострадал. Хотя психологическое состояние тигров явно оставляло желать лучшего.
Постоянный участник Каннского фестиваля французский режиссер Жан-Люк Годар оказался в центре курьезного случая, произошедшего на премьере его картины «Детектив» в 1985 году. Во время выступления кинематографиста один особенно негативно настроенный зритель бросил ему в лицо торт. Этим зрителем оказался бельгийский активист и по совместительству кондитер по имени Ноэль Годен. Выходка с Годаром была не единственной в послужном списке Годена — до этого он таким же образом атаковал Николя Саркози и даже Билла Гейтса. Впрочем, в отличие от других публичных персон, Годар не растерялся и воспринял все с юмором — режиссер попробовал торт и заявил зрителям, что он очень вкусный. После произошедшего организаторы фестиваля отправили Годена в так называемый черный список, запретив ему появляться на Круазетт. Что удивительно, узнавший об этом Годар заступился за обидчика и попросил вернуть ему аккредитацию в Канны.
Еще один каннский фаворит — французский режиссер Гаспар Ноэ — оказался в центре скандала после премьеры фильма «Необратимость» с Венсаном Касселем и Моникой Белуччи в главных ролях. Большая часть зрителей не смогла оценить творческих поисков режиссера — душераздирающая натуралистичная сцена изнасилования в тоннеле явно произвела неизгладимое впечатление. Во время просмотра сразу четыре человека упали в обморок. Другие просто в панике покидали зал, так и не досмотрев картину. Как ни странно, такая неоднозначная реакция только сыграла на руку Ноэ: «Необратимость» в один момент стала самым обсуждаемым фильмом в мире — как говорится, черный пиар тоже пиар. Каждый киноман мечтал посмотреть ленту, которая вызвала столько шума на Каннском кинофестивале.
Один из самых обсуждаемых «каннских» скандалов произошел по вине датского режиссера Ларса фон Триера. В 2011 году кинематографист прибыл на Лазурный берег со своей новой картиной, получившей название «Меланхолия». Поначалу все шло отлично: картина получила очень теплый прием зрителей, критики также были в восторге. Конфуз произошел во время пресс-конференции, которая традиционно проходит на следующий день после показа. Отвечая на вопрос одного из журналистов, Триер заявил, что в каком-то смысле «понимает Гитлера», а потом зачем-то в шутку добавил «ну да, я нацист». Видео с этого мероприятия до сих пор является одним из самых популярных роликов Каннского фестиваля. Организаторы мероприятия не смогли простить режиссеру такого чувства юмора — Триера тут же объявили персоной нон грата и даже завели на него дело. К счастью, в 2018 году кинематографист все- таки был прощен — его новая картина «Дом, который построил Джек» была показана вне конкурса, но после семилетнего изгнания даже это казалось большой удачей.
2015 год в Каннах ознаменовался сразу двумя скандалами — оба, как ни странно, связаны с красной ковровой дорожкой. Сначала британскую актрису Эмили Блант не пустили на показ «Кэрол» Тодда Хейнса из-за отсутствия обуви на каблуках. На актрисе было вечернее платье, как указано в регламенте, но туфлям она предпочла босоножки. Блант не стала раздувать конфликт и даже переобулась, но отношение секьюрити ей явно не понравилось. Как оказалось впоследствии, не только Блант пострадала из-за дресс-кода — на жесткие ограничения пожаловалось еще несколько женщин, которых также не допустили на премьеру. Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо поспешил извиниться перед знаменитостями, отметив, что охранники явно превысили свои полномочия. Тем не менее эта история еще долго обсуждалась — в 2016 году Джулия Робертс в знак протеста прошлась по красной ковровой дорожке босиком.
Отдельной темой для обсуждения стал запрет Тьерри Фремо на селфи во время дефиле по красной ковровой дорожке. Свое решение он объяснил тем, что «человек, который делает селфи, выглядит отвратительно». Заявление директора фестиваля вызвало широкий резонанс среди его гостей, которые явно мечтали запечатлеть столь важный для себя момент, ведь далеко не всем удается попасть на премьеру конкурсного фильма. Впрочем, официальный запрет нисколько не мешает зрителям делать съемку украдкой.