Мерил Стрип отмечает день рождения! Не устаем признаваться в любви величайшей артистке поколения. По случаю юбилея (75 лет!) вспоминаем Каннский кинофестиваль: на открытие смотра Мерил Стрип была награждена почетной «Золотой пальмовой ветвью».
По прекрасной фестивальной традиции на следующий день состоялся публичный разговор с актрисой — нечто вроде открытого интервью со зрителями. Стрип с присущим чувством собственного достоинства рассказывала о карьере, шутила и обращала внимание на то, как изменилось отношение к женщинам в киноиндустрии за время ее работы в Голливуде.
Рассказываем о нескольких самых любопытных и интересных вещах, которыми поделилась Мерил.
Мерил Стрип написала свой монолог для фильма «Крамер против Крамера»
Интервьюер в разговоре пошел по самому простому и очевидному пути: ретроспективно перечислил главные проекты в карьере Мерил.
Обсуждение началось с большого прорыва и первого «Оскара» на полке Стрип — за роль в картине «Крамер против Крамера». Мерил вспоминала, что в центре съемочного процесса, разумеется, был Дастин Хоффман и его герой. Напомним: по сюжету от карьериста-мистера Крамера уходит (довольно неожиданно) миссис Крамер и оставляет на мужа четырехлетнего сына. Большая часть картины и работы режиссера над фильмом были сосредоточены на раскрытии темы отцовства и адаптации мужчины к новым семейным обстоятельствам. Мерил задавалась довольно логичным вопросом: почему ее героиня вообще ушла? Оправданной мотивации побега в сценарии (и романе-первоисточнике) не прослеживалось.
Найти причины ухода и возвращения вызвался Дастин Хоффман. В результате Хоффман, режиссер фильма Майк Николс и сама Мерил Стрип написали три версии решающего монолога героини на суде по делу об опекунстве. Никаких сюрпризов: в конечном итоге в фильм вошел вариант речи, написанный именно Мерил Стрип.
Оставила свой «Оскар» в дамской уборной
Закономерным продолжением столь вдумчивой и последовательной работы над ролью в фильме «Крамер против Крамера» стал первый «Оскар» в карьере тогда еще набирающей творческую силу артистки. Еще до того, как это стало мейнстримом, и звезды вроде Леонардо Дикаприо стали терять заветные статуэтки, Мерил оставила премию в туалете. «У меня было пышное платье, его надо было то поднять, то опустить, я совсем забыла про все остальное», — смеясь вспоминала артистка.
Долго расследование пропажи вести не пришлось — следующая дама, зашедшая в кабинку, вернула статуэтку хозяйке. Возможно, забавный эпизод стал своего рода приметой: теперь, когда у Стрип столько «Оскаров» и номинаций, одним больше, одним меньше, кто будет считать?
Любит копировать акценты
За свою карьеру Мерил успела сыграть множество женщин из разных стран и эпох. Актриса призналась, что в работе ей всегда особенное удовольствие доставляла подготовка к роли и отработка акцентов. Вербальные упражнения позволяют расширить диапазон: «не могла же я всю жизнь играть женщин из Нью-Джерси!». Она считает, что речь позволила ей понять множество женщин, которые очень сильно отличались от нее самой. Достаточно вспомнить монологи в картине «Железная леди», где Стрип сыграла британку Маргарет Тэтчер.
Дочери даже заметили, что она рабочую привычку утащила домой: когда Мерил разговаривает по телефону, то часто неосознанно начинает подражать собеседнице (или собеседнику) и копирует голоса, чтобы быть на одной волне.
Мерил боялась зверей и насекомых на съемках фильма «Из Африки»
«Из Африки» принес Мерил не только новую номинацию на «Оскар» и один из самых чувственных дуэтов в фильмографии — партнером в кадре стал Роберт Редфорд, — но и кличку «Железная леди» задолго до выхода картины о Маргарет Тэтчер.
Экранизацию автобиографического романа Карен Бликсен съемочная группа по главе с режиссером Сидни Поллаком отправились снимать в Кению. Разумеется, длительная экспедиция была сопряжена со множеством удивительных встреч с представителями местной фауны. Впрочем, не всегда местной: напрашивался вопрос, боялась ли Мерил львов, которые то и дело появляются в кадре. Стрип сказала, что отнюдь не царь зверей был главной угрозой. Согласно законодательству Кении львов запретили снимать в кино, а потому хищники-актеры были привезены из Калифорнии на съемки и не вызывали настоящего ужаса.
Куда более проблематичным выглядела опасная близость гиппопотамов. Угроза нависла во время съемок одной из самых интимных и проникновенных сцен, где Роберт Редфорд моет голову Стрип (как сказала актриса: «как много сейчас в кино секса, и как мало нежных касаний»). В самый неподходящий момент Мерил заметила приближающегося бегемота, но дождалась пока партнер доиграет сцену, хотя по-настоящему испугалась.
Впервые стальные нервы Стрип на съемках «Из Африки»продемонстрировала еще раньше: в сцене, где героиня знакомится с домашней прислугой у нее по спине ползет огромный жук — Мерил не подала виду, завершила дубль и завопила лишь после команды «Стоп». Правда она не помнит точно: вошли кадры в финальный монтаж или нет.
Точно знает, как ведет себя на площадке хороший режиссер
Завершать беседу интервьюер предпочел каверзным вопросом и напрямую спросил Мерил, с кем из коллег по съемочной площадке актрисе интереснее всего было работать: со Стивеном Спилбергом или, скажем, Робертом Земекисом. Мерил вновь продемонстрировала еще одно искусство, которым владеет в совершенстве — делать осмысленные паузы и вдумчиво говорить. Конечно, имен она не стала называть, но указала суть. По ее мнению, «хороший режиссер — это уверенный в себе режиссер». Профессионал всегда точно знает, что делать и вселяет уверенность в результате окружающим. Его (или ее) переполняет «чувство, что он(а) хочет рассказать историю». За свою карьеру Стрип побывала на множестве площадок и пришла к выводу, что именно осмысленность происходящего и определяет мастерство режиссера.
анее в разговоре во время обсуждения «Мостов округа Мэдисон» Мерил вспоминала, что режиссер Клинт Иствуд никогда не повышал голос и точно следовал графику. Снимали ленту в краткие сроки и не всегда полными рабочими сменами по восемь часов, финальными сценами порой становились записанные репетиции, а Иствуд составлял расписание так, чтобы не опоздать на гольф. Со временем актриса поняла, что подобный контроль и отсутствие переработок пошли и картине, и ее работе на пользу. Кажется, пришло время фильм опять пересмотреть!