


В российский прокат вышел иммерсивный военный боевик Алекса Гарленда и Рэя Мендосы «Под огнём». Всего год назад в отечественных кинотеатрах можно было посмотреть антиутопический триллер Гарленда «Падение империи». Британец известен как писатель, сценарист «28 дней спустя» и «Не отпускай меня», а также как состоявшийся режиссёр. Вспоминаем интересные факты из биографии Гарленда, которые, несомненно, повлияли на творчество автора.
Папа рисовал карикатуры на политические темы для газет, бабушка — писательница, дедушка — лауреат Нобелевской премии по биологии
Алекс Гарленд родился в 1970 году в Лондоне, в семье с прочными интеллектуальными традициями. Его мать Кэролайн Гарленд — практикующий психолог, отец Николас Гарленд — известный политический карикатурист, публиковавшийся в The Daily Telegraph и The Independent. Семья была состоятельной, маленький Алекс ни в чём не нуждался. В 1998-м Николас Гарленд получил Орден Британской империи. Бабушка Алекса по материнской линии Джин Медавар изучала биологию и писала научные книги. Её муж Питер Медавар был биологом и иммунологом. Учёный занимался вопросами роста и старения организмов. Медавар также открыл явление приобретённой иммунотолерантности и воспроизвёл его в эксперименте, за что получил в 1960 году Нобелевскую премию. Гарленд рос в разносторонней семье, в которой были как гуманитарии, так и учёные.
В детстве мечтал стать карикатуристом или рисовать комиксы
С отцом у Алекса были тёплые отношения, и в детстве он мечтал пойти по его стопам — стать карикатуристом или рисовать комиксы. В доме Гарлендов нередко собирались друзья Николаса — художники, журналисты, коллеги по редакциям. Алекс рос среди раскадровок, набросков и газетных вырезок, рано впитав визуальное мышление и интерес к нарративу. Гарленд с детства любил графические романы, в том числе работы Алана Мура и Мёбиуса. Отец привил мальчику любовь даже к не самым известным сегодня авторам. Например, Гарленд вспоминает Харви Курцмана и Билла Элдера. В 21 год, когда Алекс уже несколько лет рисовал комиксы и придумывал истории для графических романов, молодой художник понял, что недостаточно хорош и никогда не сможет добраться хотя бы до уровня отца. Тогда Гарленд решил сменить профессию.
В юности много путешествовал по Юго-Восточной Азии с рюкзаком за плечами
Когда у Гарленда не получилось с комиксами, Алекс решил стать журналистом-международником, но для начала отправился в путешествие по Юго-Восточной Азии. В дорогу юный авантюрист взял только один рюкзак с вещами. Алекс побывал в нескольких странах и делал заметки о приключениях и происшествиях, которые позднее вошли в дебютный роман «Пляж». Действие книги развивается в Таиланде, но писал произведение Гарленд на Филиппинах. Особенно Алексу нравится остров Палаван, на котором автор бывал несколько раз. Природа тропического местечка была перенесена на страницы «Пляжа».
Первый роман «Пляж» стал культовым, но не сразу
Гарленд не планировал создание «Пляжа». Молодой путешественник понял, что из заметок мог бы получиться роман, но в то же время Алекс никогда прежде не писал большие произведения. Чтобы научиться красиво складывать слова в предложения, начинающий литератор взял с полки роман «Художник зыбкого мира» Кадзуо Исигуро. Гарленд начал копировать диалоги из произведения и постепенно сформировал собственный стиль. «Пляж» был опубликован в 1996 году, когда Гарленду было 26. Поначалу критика прохладно встретила книгу, да и продажи не были высокими. Популярности «Пляжа» помогло сарафанное радио. К 1999-му роман был переведён на 25 языков и разошёлся тиражом 700 тысяч копий. Ник Хорнби, британский автор романов «Мой мальчик», «Hi-Fi» и «Футбольная лихорадка», в предисловии к переизданию книги назвал «Пляж» «”Повелителем мух” для поколения Х». Позднее Гарленд признавался, что слава, которую принесла первая книга, ему претила. В 2000 году Дэнни Бойл экранизировал «Пляж». Алекс впервые попал на съёмочную площадку и влюбился в процесс создания кино.
Называет писателя Джона Уиндема одним из любимых. Роман автора «День триффидов» стал одним из источников вдохновения «28 дней спустя»
С юных лет Гарленд интересовался научной фантастикой. Алекс называет среди любимых писателей Роберта Хайнлайна, Артура Кларка, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери и Джеймса Балларда. Особое место в сердце Гарленда занимает проза Джона Уиндема. Алекс признавался, что перечитывал оказавший на него большое влияние роман «День триффидов» несколько раз. По сюжету книги на земле появляются хищные подвижные растения, которые охотятся на людей. Гарленд называл «День триффидов» среди источников вдохновения сценария «28 дней спустя». Также автор называет «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа А. Ромеро среди фильмов, заставивших задуматься о зомби-хорроре.
Дружит с писателем Кадзуо Исигуро ещё со времени публикации «Пляжа»
Гарленд вспоминает, что издатели «Пляжа» попросили молодого автора написать в одной из британских газет эссе о любимой книге. Алекс выбрал «Художника зыбкого мира» Кадзуо Исигуро. Литератор увидел эссе Гарленда и написал ему письмо. Вскоре они встретились за кофе, поболтали и стали друзьями. Исигуро признавался, что не написал бы «Не отпускай меня», если бы не беседы с Гарлендом о научной фантастике. В 2010 году на экраны вышла адаптация книги, за которую отвечал режиссёр Марк Романек. Гарленд помогал Исигуро со сценарием «Не отпускай меня». Алекс и Кадзуо до сих пор поддерживают дружеские отношения.
Любит фильмы Андрея Тарковского
«Аннигиляция» — экранизация Джеффа Вандермеера. Американский писатель отрицает связь книги и «Сталкера» Андрея Тарковского. Однако глядя на адаптацию романа, трудно не провести параллелей. Постоянный оператор Гарленда Роб Харди открыто говорит, что съёмочная группа пересматривала «Сталкер» и с большим уважением относится к советской классике. «Аннигиляция», как и фильм Тарковского, является метафизическим путешествием, где неприменимы законы природы. Гарленд вообще неплохо разбирается в мировом кино. Режиссёр не скрывает, что на создание «Под огнём» его вдохновила жуткая военная драма Элема Климова «Иди и смотри».