Конец 2021-го и начало 2022 года ознаменовались выходом сразу нескольких достойных жанровых работ. Чтобы было проще выбрать фильм на вечер, мы решили сопоставить андеграундные хиты с дорогими студийными конкурентами последних лет. Фанатам нового «Крика» — постмодернистский слэшер о кинокритике в беде, любителям эстетики А24 — триллер об инфернальном ребёнке.
«Будь моими глазами» вместо «Тихого места 2»
Сиквел жанрового аттракциона Джона Красински, безусловно, трудно обойти в плане зрелищности: когда на экране гигантские слепые монстры гонятся за Киллианом Мёрфи и очаровательной Миллисент Симмондс, невольно задерживаешь дыхание и вжимаешься в кресло. «Будь моими глазами» — кино идентичной формы, но совершенно другого толка. Главная героиня — незрячая девушка по имени Софи, которая уезжает от матери, чтобы присмотреть за чужим загородным домом. Планы рушатся, когда к ней врывается шайка грабителей. Противостоять им поможет приложение See For Me: с помощью закреплённой камеры оператор по ту сторону экрана направляет слабовидящих юзеров и помогает им выбраться из самых безвыходных ситуаций. Если первая половина — напряжённый home invasion, то вторая — жутковатый киношутер, который не мог себе представить даже Джон Красински.
«Мы должны что-нибудь предпринять» вместо «Капкана»
Кая Скоделарио в главной роли, гигантские аллигаторы, затопленный город — для камерного фильма в «Капкане» слишком много голливудских лиц, масштабных экшен-сцен и чудовищ. А вот в «Мы должны что-нибудь предпринять» такой проблемы нет: всё действие происходит в четырёх стенах, на экранах — неизвестные инди-актёры, а самое страшное оставлено на откуп зрительскому воображению. Во время бури семейка прячется в ванной, однако вскоре понимает, что единственный выход забаррикадировало деревом. Ожидающие спасения, они проводят в душной комнате несколько дней, пока однажды не понимают, что за катаклизмом последовало нечто по-настоящему ужасное. Внешне фильм напоминает работы А24 (каждый кадр — как отдельное произведение искусства), а вот саспенсом он ближе к сюрреалистичным хоррорам Оза Перкинса.
«Мы все идём на всемирную выставку» вместо «Прошлой ночью в Сохо»
Эти два фильма объединяет, пожалуй, меньше, чем хотелось бы, и всё же их центральные проблемы удачно рифмуются друг с другом. «Мы все идём на всемирную выставку» больше похож на крипипасту — фильм повествует о девушке-подростке, которая участвует в демоническом флешмобе и вскоре с ужасом осознаёт, что её тело начинает меняться, а разум травмироваться. Как и «Прошлой ночью в Сохо», кино проводит своих героинь во взрослую жизнь и сталкивает их со страхами принятия себя. Режиссёрка «Всемирной выставки» Джейн Шунбран — небинарная личность, поэтому для неё кино стало во многом автобиографичным. В её дебюте, может, и нет райтовской ностальгии и пышных декораций свингующего Лондона, но и очаровывает оно другим: шумами старой камеры, файлами, записанными с экрана компьютера, и грустной историей о том, как тело может легко сделать узником своего же хозяина.
«Порочное удовольствие» вместо «Крика»
Дерзкий и по-хорошему незамысловатый слэшер Коуди Кэлахана, в отличие от напыщенного продолжения «Крика», не строит из себя продолжателя традиций и не пытается переизобрести хоррор. Зато развлекается с настоящим панковским задором: кинокритик-хикка Джоэл случайно попадает на групповую терапию серийных убийц и теперь должен во что бы то ни стало сбежать из их злачного логова. Если новая часть о злодеяниях Гостфейса беззубо иронизировала над шаблонами жанра, то «Порочное удовольствие» этими же шаблонами упивается: много крови из ничего, раскиданные кишки и локальные шутки для своих. Фильм, в общем-то, и не скрывает своих истинных намерений — здесь все собрались, чтобы устроить уморительную бойню на потеху зрителю.
«Опасная вечеринка» вместо «Заклятие 3: По воле дьявола»
Одержимость демонами и духами — один из центральных мотивов трилогии «Заклятие». Но что будет, если убрать из него все джампскейры, докучливую чету Уорренов и голливудский лоск? «Опасная вечеринка» (она же «Банкет»), разумеется, не подхватывает эстетику Джеймса Вана, а создает на экране свою собственную. Фильм Рута Пэкстона куда ближе к томным семейным трагедиям Бергмана, чем к главной хоррор-франшизе века. Потусторонняя сила, которая хочет захватить тело невинной девушки, становится метафорой тяжёлой болезни, а самое страшное здесь происходит в умах и сердцах героев. Как принять гибель близкого и самому не потерять ход жизни? Сиенна Гиллори и Джессика Александр настолько убедительно разыгрывают драматическую партию, что смотреть за историей двух отчаявшихся родственников интереснее, чем за новыми приключениями демонологов Уорренов.
«Дежавю» вместо любого фильма А24
Фильмы А24 – разумеется, не мейнстрим, но в сегменте андеграундного жанрового кино компания уже успела зарекомендовать себя как флагмана. Чтобы стиль студии не приелся, а ваш кинокругозор расширился, стоит присмотреться к «Дежавю» с Андреей Райзборо. Главная героиня знакомится с новыми соседями и понимает, что их дочь подозрительно похожа на её собственную, погибшую несколько лет назад. Так между ребёнком и женщиной завязываются странные созависимые отношения, которые приведут к катастрофе. Страшного в «Дежавю» мало — предвкушение испуга занимает здесь больше места, чем собственно сам испуг, так что любителям более конвенциональных вещей стоит дождаться другой альтернативы. Серые улочки Лондона и ночные кошмары окутывают зрителя холодными объятиями, а трагедия маленького человека поражает своей простотой и очевидностью.