Оставшись в тени блокбастеров, новых картин именитых режиссёров и фестивальных хитов, многие независимые картины недополучают внимания зрителей – как в момент выхода, так и по итогам года. Рассказываем о семи главных инди-фильмах 2023 года.
Больше всего «Божественность» напоминает работы раннего Дэвида Кроненберга и Гая Мэддина. Идеальное для полуночного просмотра кино захватывает совсем не сюжетом, его пунктирный след слишком легко потерять, а DIY-эстетикой. Не пытаясь сохранять серьёзное лицо, режиссёр Альказар широкими мазками пишет картину собственного мира – с полубезумными учёными, эликсирами от всех болезней и вездесущей порнографией. Совсем не случайным выглядит приглашение на эпизодические роли бодибилдера Майкла О’Херна или широко известной в узких кругах Эмили Уиллис. Эксплуатируя все жанровые тропы подряд без малейшего стеснения, «Божественность» будто испытывает экран на прочность. Любой из элементов картины по отдельности выглядел бы безделицей, но, будучи собранными в единое целое, вместе они больше похожи на диковинный двигатель, работающий на топливе из космической пыли, стонов удовольствия и потоков крови.
Однажды ночью Бринн просыпается от странного шума. В дом кто-то забрался. Да и не только в дом, по всей округе происходит что-то странное. Со временем Бринн понимает, что началось вторжение инопланетян.
«Никто тебя не спасёт» – компактная иллюстрация начала конца света. Мир рушится, положиться не на кого, выход один – бежать, бежать, бежать. А когда выяснится, что бежать некуда, будет уже поздно. Выбрав в качестве главной героини девушку, которая уже много лет ни с кем не разговаривает, режиссёр (и сценарист) Даффилд придаёт её одиночеству ещё одно измерение: и без того не рассчитывающая на помощь окружающих протагонистка перед лицом апокалипсиса находит себя в двойной изоляции. Чужая и среди людей, и среди пришельцев, она находит в себе силы сопротивляться нашествию дольше всех, но ради чего, кажется, она и сама не совсем понимает.
Когда-то давно Ок-джу и Мин-хи были лучшими подругами, но их пути разошлись. Когда же спустя несколько лет Ок-джу решает навестить Мин-хи, то узнаёт, что та покончила с собой, а в предсмертной записке попросила подругу за себя отомстить.
«Балерина» – идеальный триллер о мести и один из лучших корейских фильмов года. Соблюдая баланс между экшеном и лирическими отступлениями – погибшая девушка была балериной, откуда и название картины, – режиссёр Ли Чхун-хён мастерски создаёт жанровый аттракцион. Драки от Чхан-ука, неон от Рефна, построение кадра от Уэса Андерсона – ничего новаторского в «Балерине» нет, но выглядит картина потрясающе.
Реалити Уиннер – девушка, работавшая с секретными данными армии США, – обвиняется в способствовании утечке данных. Сначала режиссёрка Тина Саттер написала пьесу по материалам дела, затем поставила спектакль, а затем ещё и сняла фильм. Текст в устах персонажей полностью повторяет расшифровку настоящего допроса Уиннер, соответственно и действие картины не выходит за пределы дома, где проходило общение тогда ещё всего лишь подозреваемой с агентами ФБР. Смелый жанровый эксперимент был по достоинству оценён на Берлинском кинофестивале в феврале 2023 года, а в феврале года уже 2024-го фильм даже выйдет в российских кинотеатрах.
«Улица ржи» – история любви в современном Лондоне. Её зовут Яс, его зовут Дом. Они очень разные, но одинаково невезучие, и, кажется, единственное, в чём им повезло, – они встретились. За несколько дней они отомстят всем бывшим, сходят на все претенциозные выставки, встретятся с родителями Яс. Программа крайне насыщенная, но главное в ней то, что они влюбятся друг в друга. Лондон в картине играет не меньшую роль, чем актёры, – летний, яркий, искрящийся, это совсем не тот безразмерный мегаполис, где всё дорого и постоянно идёт дождь, каким его обычно рисуют более меланхоличные режиссёры. Дебютный полный метр Рэйн Эллен Миллер сразу приглянулся зрителям по всему миру и был признан одним из лучших британских «независимых» фильмов в году.
Победитель фестиваля «Сандэнс» 2023 года – картина, осознанно или нет, претендующая на статус «великого американского кино». Снятая режиссёркой А.В. Рокуэлл «Тысяча и один» рисует портрет США на примере матери-одиночки Инес, выживающей в Нью-Йорке рубежа веков. Несмотря на все невзгоды, она не теряет вкуса к жизни – находит радости в мелочах, влюбляется, растит сына, она всё успевает.
Несчастья всё равно её настигают – Нью-Йорк жесток, жизнь несправедлива, иногда любые усилия недостаточны. Кажется, что «Тысяча и один» – экранизация классического романа середины XX века, но тем удивительнее, что картина снята дебютанткой и по собственному оригинальному сценарию.
Марк Дженкин, певец Корнуолла, снял ещё один фильм о малой родине, на этот раз хоррор. Практически немой, снятый будто в 1970-е и пролежавший в земле полвека, второй полный метр Дженкина – прежде всего шедевр стилизации. Снятый на 16-мм плёнку эксперимент поначалу кажется медитативным, но к исходу первого часа «Каменный остров» становится самым тревожным зрелищем на свете. Шахтёры скалятся из затопленных шахт, лишайник расползается не только по земле, но и по телам. Ветер завывает, корнские народные песни слышатся в каждом новом всхлипе волн. Возможно, Enys Men и не самая пугающая картина в году, но точно самая затягивающая и хитро исполненная.