Не всегда большие деньги делают кино великим. Собрали для вас список из 7 малобюджетных фильмов 2024 года, которые докажут, что главное — это мастерство и изобретательность.
Хираяма (Кодзи Якусё) — уборщик общественных туалетов в Токио. Его жизнь полна простых ритуалов: наблюдение за природой, работа, поход в баню, книги перед сном. Но за этой кажущейся монотонностью и скукой скрываются моменты красоты и осмысленности. Маленькие случайности — спрятанная кем-то игра в крестики-нолики или солнечный свет, пробивающийся сквозь листву, — наполняют дни героя теплом и значением. Медитативная атмосфера фильма позволяет замедлиться и найти очарование в обыденности.
Фильм снят в рамках проекта городской реконструкции The Tokyo Toilet. Изначально подразумевалось, что режиссер Вим Вендерс снимет короткометражную картину, но он настолько проникся идеей, что решил создать полный метр. Награды Каннского кинофестиваля и номинация на «Оскар» подтверждают, что «Идеальные дни» — это важное и нужное кино, помогающее остановиться и посмотреть по сторонам. Может быть, на самом деле вы хотите быть где-то в другом месте?
Семнадцатилетняя Сэм (Лилли Коллиас) отправляется в большой поход с отцом Крисом (Джеймс Ле Гро) и его лучшим другом Мэттом (Дэнни МакКарти). Обычный уик-энд на природе вскоре превращается в напряженное исследование семейных конфликтов и человеческих слабостей. Сэм становится невольным свидетелем кризисов в жизни мужчин, и через ее вдумчивый взгляд раскрывается тонкая динамика отношений. «Хорошенькая» — сильный режиссерский дебют Индии Дональдсон, напоминающий работы Келли Райхардт и Шарлотты Уэллс. Великолепные горные пейзажи контрастируют с внутренним напряжением героев, а ненавязчивый стиль Дональдсон погружает зрителя в мир Сэм, оставляя пространство для личных размышлений.
В сатирической комедии «Второй акт» режиссер Квентин Дюпье играет с границами реальности, следуя за актерами, которые выходят из ролей, обсуждают сюжет, шутят на грани политкорректности и критикуют индустрию, в которой работают. Флоренс (Леа Сейду) пытается представить своего избранника Давида (Луи Гаррель) отцу, но ситуация запутывается, потому что Давид подумывает разорвать отношения и свести девушку с другом Вилли (Рафаэль Кенар). Беседы о любви, искусстве и кризисе киноиндустрии оборачиваются причудливым самокопанием героев, полным метаюмора в духе Вуди Аллена. Квентин Дюпье в очередной раз смог удивить, во многом полагаясь лишь на силу слова.
Три сестры собираются в доме умирающего отца, чтобы прожить вместе его последние дни. Властная Кэти (Кэрри Кун), ранимая Кристина (Элизабет Олсен) и заботливая Рэйчел (Наташа Лионн) в первые же минуты после встречи вспоминают, почему они приняли решение не общаться, — у каждой сестры свой взгляд на жизнь и свои интересы. И все же ради отца они остаются в залитой солнечным светом квартире и пытаются отыскать ту самую общую точку, которая поможет пережить ближайшие дни и, быть может, восстановить давно утраченные связи.
Фильм Азазеля Джейкобса показывает тонкую хореографию семейных отношений, наполняя ее болезненной, но светлой меланхолией. Большая часть действия происходит в замкнутом помещении небольшой квартиры, поэтому фильм во многом напоминает театральную постановку, в которой бал правит актерское мастерство. Выдающаяся игра Наташи Лионн, Элизабет Олсен и Кэрри Кун была признана критиками одной из лучших в их карьере.
Фильм Анны Кузнецовой «Каникулы» рассказывает о школьной поездке на театральный конкурс в Сочи, которая становится не просто увлекательным приключением, но и настоящим испытанием на прочность. Подростки, их молодая наставница Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) и строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) сталкиваются со множественными сложностями — от нехватки мест в отеле до откровенной цензуры, — но это не мешает им двигаться вперед и искать способы справляться с препятствиями. За хаосом внешних событий также скрывается борьба с внутренними сомнениями и поиски себя.
Фильм напоминает мощную драму о взрослении, но все же акцентирует внимание на взрослых героях. Камера Яни-Петтери Пасси, известного по фильму Юхо Куосманена «Купе номер шесть», внимательно следит за героями, но никогда не становится слишком настойчивой, оставляя свободу для интерпретаций.
Французская писательница Сидони (Изабель Юппер) отправляется в Японию на пресс-тур своего недавно переизданного романа. Но цветущая сакура не может унять беспокойство героини — она еще не готова отпустить погибшего мужа Антуана (Аугуст Диль). Вскоре Сидони замечает, что мысли материальны — в номере неожиданно появляется дух Антуана. Следуя по пятам за героиней, он лишь умножает боль утраты. Но со временем встречи с преданными читателями, немногословным издателем Кэндзо (Цуёси Ихара) и красоты Японии помогают Сидони переосмыслить жизнь и найти в себе силы двигаться дальше.
«Сидони в Японии» перекликается с одной из последних работ Хон Сан-су «Нужды путешественника», где Изабель Юппер также исследует культурные особенности Азии и размышляет о жизни. Элиз Жирар создала тонкую картину о горе и восстановлении, удачно объединив печальные мотивы и комедийные нотки (чего только стоит образ умершего мужа, будто случайно вклеенный в кадр). Меланхоличная сказка о смерти напоминает, что отпустить прошлое — единственный способ идти вперед.
Лето 2008 года. Полным ходом идет подготовка к Олимпиаде в Пекине. Хмурый Лан (Эдди Пэн) возвращается домой после восьмилетнего срока за непреднамеренное убийство. Родной город, затерянный где-то в пустыне Гоби, переживает упадок перед реновацией: люди уезжают, дома пустеют, а по улицам бродят бездомные животные. Лан устраивается в службу отлова собак, но неожиданно привязывается к черному псу, которого местные считают переносчиком бешенства. Выбор в пользу пса усугубляет и без того сложную ситуацию героя. «Черный пес» Гуаня Ху — победитель каннской программы «Особый взгляд». Это не только история об одиночестве и неожиданном обретении друга в лице верного пса (и наоборот), но и о поиске своей роли в стремительно меняющемся мире.