Что посмотреть
Гипнозис
Реклама 18+
Закрыть
Реклама   18+
Премьера сериала
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHydLUNFk
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Обзоры

5 причин пересмотреть «Порко Россо» — самый недооцененный мультфильм Хаяо Миядзаки

В российский прокат возвращается «Порко Россо» — вероятно, самый недооцененный фильм Хаяо Миядзаки. Неслучайно именно он становится финальным аккордом в ретроспективе японского режиссера на больших экранах: плеяда шедевров основателя студии Ghibli последовательно готовила зрителя к малоизвестной истории о пилотах 1920-х годов. История, которая выбивается из творчества Миядзаки своей ориентированностью на взрослых, ничуть не уступает в биографичности прощальному «Ветер крепчает», впервые очень точно проговаривает антимилитаристский посыл и закладывает основу для будущих визуальных тропов мастера. Рассказываем, почему «Порко Россо» точно нельзя пропустить. 

Добавить в закладки
5 причин пересмотреть «Порко Россо» — самый недооцененный мультфильм Хаяо Миядзаки

Вольные просторы Адриатики середины 1920-х годов. Марко Пагот — наемный пилот ярко-красного гидроплана, отгоняющий воздушных пиратов от пассажирских и торговых судов. В прошлом он был летчиком в составе итальянских ВВС, прошел Первую мировую войну и единственный из своих боевых товарищей выжил, но вернулся на сушу с проклятьем, которое превратило его в человекоподобную свинью. Теперь среди людей его кличут Порко Россо (в переводе буквально «Алый Свин»), в газетах восхищаются его пацифизмом (вылеты Марко всегда обходятся без жертв), пираты готовят план мести с участием американского аса, а пришедшие к власти фашисты устраивают на Марко облаву по причине «пораженческих настроений» и «общего свинства». 

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Зачарованность техникой 

Тема летательных аппаратов, полетов вообще красной нитью тянется через всё творчество Хаяо Миядзаки. Как и многие другие авторские тропы, этот пришел из детства: отец будущего мэтра японской анимации был директором авиационной фабрики Miyazaki Airplane, специализирующейся на выпуске комплектующих к военным истребителям. Неудивительно, что юный Миядзаки быстро заинтересовался авиацией, а ещё проникся огромным уважением к инженерам, конструкторам и изобретателям. За год до основания студии Ghibli он начал рисовать для японского журнала моделистов Model Graphix мангу, повествование которой строилось вокруг военной техники: большое внимание в ней Миядзаки уделял особенностям самолетов прошлого и тем людям, которые их создавали и пилотировали. Так, в 1989 году в Model Graphix вышла «Эпоха гидропланов» — манга, рассказывающая о любимых миядзаковских итальянских довоенных самолетах. Именно в честь одного из таких самолетов и была названа студия Ghibli — Caproni Ca.309 Ghibli. 

Манга «Эпоха гидропланов»

Манга «Эпоха гидропланов»

«Эпоха гидропланов» абсолютно закономерно легла в основу нового анимационного проекта Миядзаки, который был проспонсирован авиакомпанией Japan Airlines. Правда, из среднеметражного формата, рассчитанного для показа во время международных рейсов, фильм вскоре превратился в полный метр и масштабное антимилитаристское высказывание: на это повлияла развернувшаяся совсем недалеко от места действия картины гражданская война на территории бывшей Югославии. 

Всевозможные летательные аппараты появлялись в работах Миядзаки и раньше: планер в «Навсикае из долины ветров», стимпанковские самолеты и дирижабли в «Небесном замке Лапута», велосипед с вертолетным пропеллером в «Ведьминой службе доставки». Но только в «Порко» аниматор начал изображать их в поразительно реалистичной манере, с детальной точностью, необходимой для обстоятельного разговора на поднятые темы. Так, гидроплан, на котором летает Марко, — это отрисованная копия настоящего гоночного самолета Macchi M.33. В одной из сцен в мастерской лежит двигатель с надписью Ghibli — тот самый, что подарил анимационной студии название. И именно проекция итальянских истребителей, взмывающих в небо над Адриатическим морем, будет впоследствии скользить по лицу маленького Дзиро из «Ветер крепчает».

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Одинокий самурай в антураже «Касабланки»

В «Порко Россо» своё отражение нашло не только увлечение Миядзаки ранней авиацией, но ещё и его любовь к книгам Антуана де Сент-Экзюпери, голливудскому кинематографу 1940-х и европейскому 1960-х, пейзажам Средиземноморья и литературной традиции модернизма. Марко Пагот — герой не то итальянского неореализма, не то рассказов Хемингуэя. Он носит бежевый плащ и шляпу на манер Алена Делона из «Самурая», не любит разговаривать попусту, вворачивает в любой диалог саркастичные фразы и редко выражает свои истинные чувства, скрывая их за толстым слоем безразличия и цинизма.

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Персонажи «Порко», в принципе, будто сходят со страниц романов Ремарка (владелица отеля, Джина, поет по вечерам в баре и не чурается алкоголя) и фильмов эпохи нуара. Неслучайно один из героев, американский пилот, ловелас и главный трикстер всей картины, приходится однофамильцем Майклу Кёртису, режиссеру «Касабланки», с которой у «Порко» много и других схожих мотивов. 

Реализм с крохами магии

В повествование вплетаются и важные отсылки к реальным событиям, датам и именам. «Порко Россо», должно быть, единственное аниме Миядзаки, где место и время действия обозначены со скрупулезной точностью: середина 1920-х, пока ещё свободная Адриатика, период между Первой и Второй мировыми войнами, приход к власти Муссолини, Великая депрессия. При этом «Порко» не прибегает к прямым обозначениям и проговариванию вслух, но делает то, что должно делать любое хорошее кино — показывает, а не рассказывает. Так, например, о повальном европейском кризисе сообщается не посредством диалогов героев, а иллюстрацией женского труда: мужчины уехали на заработки в другие города и страны, и вот уже юные девушки, многодетные матери и сгорбленные старушки латают ярко-красный самолет Марко. 

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Вместе с тем «Порко» исключителен ещё и потому, что это единственное аниме Миядзаки, снятое в первую очередь для зрелой аудитории и показывающее взрослых людей. Сказочные миры (пускай зачастую и максимально приближенные к Японии) отходят на второй план, уступая место суровой реальности — окончанию прекрасной эпохи для Европы и краху остального мира. Единственная фантастическая вольность, магическая коллизия, которую Миядзаки себе позволяет, — это проклятье Марко, превратившее его в свинью. И даже этот ход необходим сугубо для отображения жуткой реальности, в которой комплекс вины преобразует человека не только внутренне, но и внешне. 

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

«Порко Россо» заканчивается открытым финалом — еще один нетипичный прием для японского мастера. Необозначенная концовка, по своему обыкновению, предлагает два варианта завершения истории — счастливый и не очень. Трактовать их как «детский» и «взрослый» было бы слишком пренебрежительно: пусть Миядзаки и строит свой седьмой полнометражный фильм в далекой от сказочности манере, но всё же именно он приучил зрителей верить в чудеса.

Визуальная и стилистическая преемственность 

Широко известно, что Хаяо Миядзаки — один из самых последовательных режиссеров в мире. Он постоянно совершенствует свой авторский стиль, при этом его взгляд на мир остается узнаваемым, а все фильмы будто принадлежат единой экосистеме. Цветовые палитры кочуют из работы в работу, существуют в согласии друг с другом, а мир, пусть и эволюционирует, никогда не меняется до неузнаваемости. Так, «Порко Россо» очевидным образом не только продолжает манеру мастера, но и привносит в неё нечто новое, что получит развитие в следующих проектах.

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадры громоздких столпотворений, изображения, перенасыщенные людьми, существовали у Миядзаки и раньше. Другое дело, что они никогда не были доведены до своего предела. В «Порко Россо» от численности персонажей едва ли не лопается экран — они заполняют всё пространство, и, кроме того, каждый оказывается проработан с такой детальной точностью, что выбившийся волос из усов третьестепенного героя можно разглядеть без большого труда. Только 21 год спустя Миядзаки поставит сцену, превосходящую аналогичную в «Порко», — в прощальном «Ветер крепчает» на анимацию трехсекундной сцены толкучки в охваченном пожаром городе у студии Ghibli уйдет год и три месяца. 

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

В «Рыбку Поньо на утесе» из «Порко» перекочует дизайн главной героини, изначально отрисованной Миядзаки в нескольких вариациях на примере маленьких шебутных девчонок, шустро плавающих в Адриатическом море. Отсюда же придет любовь к кадрам с расплескивающейся черной жижей — не важно, бензин это, нефть или последствие встречи с ёкаем. Основой для раскадровок «Ветер крепчает» послужат эскизы самолетов итальянской авиации, а троп с превращением родителей Тихиро в свиней в связи с внутренними переменами закономерно выльется из трансформации Марко. 

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

«Лучше быть свиньей, чем фашистом»

Хаяо Миядзаки застал ужасы Второй мировой войны, но они не отняли любовь к летательным аппаратам. Его тяга к полету, изображаемая абсолютно в каждом фильме, носит не столько мифический характер, сколько зачарованность самой техникой, ее изобретением и конструкцией. В «Порко Россо» находит отражение восхищение Миядзаки инженерами и строителями: что важнее, пилоты, также влюбленные в самолеты, не изображены в негативном ключе. Даже явные антагонисты, вроде воздушных пиратов или американца Кёртиса, на поверку оказываются неплохими людьми: им не чужды честь и гордость, они не идут на явное насилие, хоть и кричат о нем на каждом углу. Марко, бывший военный пилот, отказывается подчиняться фашистскому режиму, и его изменившаяся внешность внезапно начинает играть совершенно другими красками. И только итальянские ВВС у Миядзаки приобретают оттенки абсолютного зла, хтонической силы, которая сметает свободный и любимый многими мир. Правда, даже среди них находятся исключения.

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»

Авиация всегда служит камнем преткновения в работах Миядзаки. Она подводит к вопросу, который он задает себе и героям: как можно ненавидеть войну и разрушения, но в то же время любить самолеты? Обычно дидактичный Миядзаки не дает на него прямого ответа. Но «Порко Россо» уже в 1992 году намекает: для восхищения техникой можно быть и пацифистом. Главное, не терять человеческое — даже если выглядишь как свинья — лицо.

Смотрите аниме «Порко Россо» в повторном прокате с 17 апреля.

Кадр из фильма «Порко Россо»

Кадр из фильма «Порко Россо»
Текст: Валерия Куприна
1 комментарий
А
мне эти хрюны на картинках кажутся ужасно отталкивающими, поэтому и фильм не смотрела, хотя Миядзаки в целом нежно люблю
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?