
Пока в кинотеатрах идёт «Лука» — второй анимационный фильм Pixar в прокате за полгода, — мы предлагаем познакомиться с богатым прошлым студии Disney. Выбрали для вас шесть недооцененных и малоизвестных мультфильмов, о которых, к сожалению, говорят незаслуженно редко, хотя это если не великие, то просто мастерски сделанные работы студии.
«Каникулы Гуффи» выросли из анимационного сериала «Гуффи и его команда» про приключения неуклюжего отца-одиночки, его сына, соседей и друзей, поэтому полнометражный фильм смотрится скорее как обычный, но просто растянутый до 80 минут эпизод: Гуффи и его пранкер-сын Макс отправляются в небольшое путешествие, чтобы наладить отношения. Для ТВ это нормальная практика, но для кинотеатрального релиза 90-х — нонсенс: вместо типичных для Disney выдуманных миров с фантастическими элементами зрителю показывали повседневность; вместо героической одиссеи или спасительного квеста персонажи отправлялись… на самую обычную рыбалку.
За последние 5-10 лет «Каникулы Гуффи» чаще стали упоминать в контексте недооцененных шедевров «Диснея» — этому есть рациональное объяснение: миллениалы, которые смотрели фильм в детстве и смеялись над нелепостью папаши- Гуффи, пересматривают фильм сейчас и понимают, что перед ними другая история. Точнее, история та же, а вот они сильно изменились. Многие осознают, что это в первую очередь трогательный сюжет о любящем и готовом идти на контакт отце и глупом сыне-бунтаре, который неоднократно предает его доверие. Неудивительно, что просмотр мультфильма в сознательном возрасте чреват приступом ностальгии и желанием раскаяться перед родителями из-за своего подросткового поведения. Как кто-то верно подметил, «Каникулы Гуффи» — это практически мужская версия «Леди Бёрд». Вроде бы глупая шутка, но как же точно она передает суть анимационного фильма для современного зрителя.
Наверное, кто-то не согласится с тем, что «Меч в камне» стоит относить к недооцененным мультфильмам Disney: да, его любят зрители, но в то же время никто его особо не вспоминает, поэтому шансов, что дети познакомятся с классическими работами студии, становится все меньше (исключение — страны, где есть Disney+, алгоритмы которого могут предложить зрителю что-нибудь из старых мультфильмов). Последний поставленный при жизни Уолта Диснея анимационный фильм — это не только одна из лучших экранизаций артурианы, но и фильм, который демонстрирует талант студии адаптировать любой литературный первоисточник в универсальные истории для зрителей всех возрастов. Отдельно отметим, что Disney 60-80-х мастерски работал со средневековым сеттингом — наверное, поэтому многие до сих пор вспоминают не только «Меч в камне», но и более популярного «Робин Гуда», а также ещё один малоизвестный фильм студии, провальный долгострой «Чёрный котел».
Увы, не так много людей знает, что дуэт Генри Селлика и Тима Бёртона создал не только культовый «Кошмар перед Рождеством», но и неоднозначную экранизацию книги Роальда Даля «Джеймс и гигантский персик». По сюжету британский подросток Джеймс готовится к переезду в далёкий Нью-Йорк, но из-за гибели родителей он теперь вынужден днями напролет работать у тёток, которые постоянно издеваются над ребенком и почти не кормят. Из-за волшебной случайности во дворе вырастает огромный персик — женщины хотят заработать на нём состояние, но сирота понимает, что это его единственный шанс исполнить мечту и сбежать в Нью-Йорк. Если вам нравятся мультфильмы, созданные с помощью кукольной анимации, то с вашей стороны будет глупо игнорировать одну из самых смелых, мрачных и сюрреалистичных работ, которые выходили из-под крыла Disney.
В это сложно поверить, но в 1970-х у Disney вышло всего лишь четыре анимационных фильма, «Спасатели» — самый малоизвестный из них. В центре истории — вдохновленное ООН тайное сообщество мышей, которое занимается спасением себе подобных. Однажды к ним попадает письмо восьмилетней сироты по имени Пенни — её украла из приюта злодейка Мадам Медуза, чтобы крохотная девочка пробралась в узкий грот и выкрала для неё огромный алмаз. Если говорить о марке качества Disney, то «Спасатели» — это один из немногих мультфильмов, который из-за дешёвой анимации не дотягивает ни до каких стандартов студии. Впрочем, картина удивляет другим — редкими для Disney того времени невзрачно серыми, грязными и мрачными кадрами, залитыми дождём, а также чувством беспомощности, которое будто вдохновлено творчеством Чарльза Диккенса. Кроме того, «Спасатели» — это просто важный для студии фильм: ему Disney подарил первый в своей истории сиквел. А ещё с ним связан смешной скандал: в 1999 году на VHS-кассетах вышла копия мультфильма, в котором на одном из кадров была видна обнаженная женская грудь.
Раз уж мы вспомнили про мультфильмы 60-х и 70-х, стоит упомянуть и про 80-е, последнее десятилетие, в котором Disney пребывал в статусе студии, живущей былой славой. После финансового провала фэнтези-мультфильма «Чёрный котел» успех «Великого мышиного сыщика» был жизненно важен для Disney, ведь через несколько лет начался ренессанс «Диснея» — эпоха, когда мультфильмы студии вновь становились международными сенсациями, а их саундтреки получали платиновые статусы. Впрочем, анимационный фильм интересен и вне контекста истории великой студии: «Великий мышиный сыщик» — это очевидная пародия на рассказы о Шерлоке Холмсе, которая, однако, получилась настолько удачной, что вполне может потягаться с серьёзными экранизациями Конан Дойля. Мрачный по стилистике, но оптимистичный по настроению нуар с на удивление жестоким злодеем — да, у Disney была и такая комбинация.
«Фантазия» — авангардный мультконцерт о фантазиях, которые возникают в головах людей, слушающих шедевры классической музыки (Стравинский, Бетховен, Шуберт). Это экспериментальное упражнение по объединению анимации и музыки моментально стало одним из важнейших в истории. Было бы странно, если бы у такого свободного по структуре мультфильма не было сиквела — собственно, им и стала «Фантазия 2000», вышедшая ровно через 60 лет после оригинала. Мультфильм снова работает как антология разнообразных короткометражек, созданных на основе музыки Стравинского, Гершвина и Шостаковича. Очевидно, это не уровень первой части, которая до сих пор завораживает прорывной анимацией, но всё равно уникальная работа, достойная внимания хотя бы эпизодично. На худой конец, это самая дорогая и очень красивая фоновая заставка, которую можно включить на телевизоре.