Азиатские фильмы о боевых искусствах всегда обладали невероятным очарованием и уникальной атмосферой: это простые на первый взгляд фильмы о мести и справедливости, в которых не работали базовые законы физики, а добро всегда побеждало зло. Голливуд долгое время пытался подстроить жанр под себя — сделать это не получилось, но даже этих попыток хватило, чтобы навсегда испортить оригинальный подход к съемкам, их кропотливый процесс со сложной хореографией боев. За последние десятилетия появились лишь единицы достойных представителей жанра, поэтому любителям фильмов о боевых искусствах приходится возвращаться к истокам и искать упущенную из внимания классику.
Вспомнили 7 классических, но малоизвестных в России фильмов о боевых искусствах.
«36 ступеней Шаолиня» известен в первую очередь как один из фильмов, которые вдохновили нью-йоркских рэперов Wu-Tang Clan и повлияли на эстетику их творчества. Оно и понятно — это образцовое кино о боевых искусствах с тщательно поставленными боями и неподражаемой атмосферой. По сюжету главный герой фильма, Сан Дэ, вступает в отряд повстанцев против захвативших Китай маньчжуров — те жестоко подавляют восстание, убивая большинство повстанцев, в том числе друзей и семью героя. Оставшийся один Сан Дэ покидает родину и отправляется в далекий Шаолиньский храм, чтобы посвятить жить изучению боевых искусств и будущей мести. Это классика жанра и редкий фильм о кунг-фу, в котором тренировки сняты не менее напряженно и оригинально, чем сами бои.
Кинг Ху в первую очередь известен как режиссер великого трехчасового уся-фильма «Касание дзен», однако в его фильмографии есть не менее важный для китайской киноиндустрии, но не такой популярный фильм «Харчевня дракона». По сюжету евнухи устроили государственный переворот и казнили генерала. Они планируют уничтожить его наследников, поэтому посылают на задание отряд убийц. Те выслеживают детей в одной из северных таверн, но не могут их устранить: им противостоят случайно зашедшие туда воины, которые готовы пожертвовать жизнями, чтобы спасти невинных. Кинг Ху — это не просто отличный постановщик и хореограф боев, но и выдающийся режиссер, который сам работает над декорациями, следит за движениями камеры, композицией кадра, а главное — на монтаже ищет особый ритм, из-за которого бои превращаются в танец.
В коррумпированной китайской деревне живет обычный врач, который бесплатно лечит бедных и высокими расценками обдирает богатых. По ночам со своей помощницей он переодевается в «Железную обезьяну» — доброжелательное божество из китайского фольклора — и патрулирует улицы деревни, а иногда и грабит все тех же наглых богатеев, после чего раздает деньги бедным. Когда герой крадет у губернатора запасы золота, тот возмущается и требует помощи у лучшего монаха Шаолиня — тот нехотя соглашается, потому что его сына взяли в заложники. Чрезмерно простой, практически робингудовский сюжет искупает выдающаяся хореография боевых сцен, неожиданные комедийные элементы и молодой Донни Йен.
Двух лучших монахов Шаолиньского монастыря выгоняют за возможное жульничество — вместе они отправляются странствовать по Китаю, помогают нуждающимся и ведут аскетичный образ жизни, пока один из них не предает другого. Через много лет они встретятся вновь, на поле боя во время Гражданской войны — предатель выступает в армии правителя, его друг сражается на стороне повстанцев. «Два воина» — это в первую очередь байопик героя народных легенд и основателя нескольких видов боевых искусств Чжана Саньфэна и только после этого история о противостоянии бывших друзей и мести. Наверное, поэтому в фильме не так много боевых сцен, но каждая из них великолепно поставлена и аккуратно вплетена в сюжет.
Редкий сиквел, который отлично смотрится без не менее культовой первой части. Главный герой фильма, Однорукий Боксер, после первой части живет спокойной жизнью и тренирует учеников в своей школе. Когда его приглашают на турнир по боевым искусствам, он отправляется в качестве обычного зрителя, но там встречает давно пропавшего легендарного слепого бойца с летающей гильотиной — привязанной на цепь шляпой с ножами. Он побеждает всех бойцов на турнире, но его цель — найти и убить некоего «однорукого» бойца, который когда-то убил двух его учеников. Несмотря на внушительный возраст, «Повелитель летающей гильотины» до сих пор удивляет даже не хореографией боев, а очаровательным абсурдом происходящего на экране: серьезную историю о мести здесь разыгрывают дикие персонажи, которые постоянно шутят. Неудивительно, что Квентин Тарантино называет Юй Вана лучшим режиссером, снимавшим фильмы о кунг-фу, а сама картина оказала прямое влияние на главные файтинг-серии игровой индустрии — Mortal Kombat и Street Fighter.
Еще один основанный на легендах фильм — в этот раз экранизация баек о генералах династии Янг. Известный генерал и семеро его сыновей попадают в ловушку, организованную монголами и одним из предателей при дворе. Гибнут все, кроме пятого и шестого сыновей — младший из них настолько травмирован произошедшим, что медленно сходит с ума дома, старший отправляется в монастырь, чтобы стать буддийским монахом. Там он придумывает и разрабатывает новую технику боя с шестом, пытаясь забыть прошлое. Правда, когда герой забывает о мести, он узнает, что монголы похитили его младшую сестру — тогда он нарушает все заветы монахов и сбегает из монастыря. Опять же практически не известный в России фильм, который в истории мирового кинематографа все же занимает почетное место одной из лучших картин о боевых искусствах: это мрачная и кровавая история о духовных поисках, исцелении травмы и мести с одним из лучших финальных боев в истории.
«Одинокий волк и его ребёнок» — влиятельная манга, которую довольно быстро перенесли на большие экраны. Всего было снято шесть фильмов, а первые два из них перемонтировали в новую часть для проката в США. Это и есть «Убийца сёгуна» — история о легендарном самурае, бывший сегун которого отправил своих лучших людей на его убийство. Во время нападения герой теряет жену и вместе с маленьким сыном отправляется к сегуну, чтобы отомстить. Конечно, этот смонтированный франкенштейн меркнет перед оригинальными фильмами серии, но для тех, кому достаточно выжимки истории и ее главных эпизодов, будет достаточно этой версии, в которой есть лучшее от серии: неожиданные хоррор-элементы, отлично поставленные бои, заигрывания с жанром вестерна и трогательная история об отношениях отца и сына. Кроме того, это опять же фильм, который повлиял на Wu-Tang Clan (сэмплы из картины есть на альбоме Liquid Swords рэпера GZA) и Квентина Тарантино (не случайно его смотрят в «Убить Билла»).