Не всякая история о волшебниках и магии — это детская сказка. Среди них есть и очень жуткие, подчас пугающие сюжеты. Сегодня мы как раз вспоминаем такие фильмы: от работ Гильермо дель Торо и Тима Бёртона до забытого шедевра от режиссёра «Амели».
Раз уж вспомнили о Гильермо дель Торо, нельзя забывать и о его своеобразном кинематографическом собрате (у которого, например, Гильермо многое подсмотрел для «Формы воды») — Жан-Пьере Жёне. Вы наверняка знаете его по «Амели», но снимать шедевры он начал задолго до своего главного хита. «Город потерянных детей» — мрачная сказка о туманном Городе, в котором безумный учёный похищает маленьких ребят, чтобы забрать у них сны, пока цирковой силач и детское Сопротивление пытаются ему помешать. Кино с удивительной интонацией и ни на что не похожим стилем, незаслуженно провалившийся в прокате шедевр, после которого Жёне к фэнтези уже не возвращался.
Далеко не самый известный и, что уж там, даже близко не лучший мультфильм Disney, зато очень выделяющийся на фоне остальной фильмографии студии. Сегодня сложно представить, чтобы мышиная корпорация сделала мрачное анимационное фэнтези, которое скорее напугает детей до смерти, чем их хоть сколько-нибудь развеселит. «Чёрный котёл» — история простого мальчика-свинопаса, мечтающего защитить родной край от пугающего Рогатого Короля, антагониста с крайне, кхм, «недиснеевскими» планами: возродить армию нежити и с помощью неё поработить мир. Сейчас мультфильм важен не только как слепок эпохи, когда Disney мог позволить себе быть смелым, но и тем, что над ним ещё штатным художником работал Тим Бёртон.
К слову, о Бёртоне. К тёмному фэнтези при желании можно отнести почти все его картины — начиная с «Битлджуса» и «Эдварда Руки-Ножницы» и заканчивая «Трупом невесты» и «Домом странных детей мисс Перегрин» (и даже кэрролловская «Алиса» в его интерпретации стала тёмным фэнтези). Но мы остановились на «Сонной лощине» — экранизации готического рассказа Вашингтона Ирвинга. В переложении Бёртона история приобретает вполне явный мистический оттенок: здесь и ведьмы, и кровоточащие деревья, и пугающий Кристофер Уокен с заточенными зубами. Самое удивительное, что при всех внешних ужасах это ещё и очень милое, романтическое кино: как и во всех своих лучших работах, Бёртон умело объединяет страшное и смешное, легкомысленное и мрачное.
Мальчик пытается смириться со смертью матери и начинает общаться с огромным тисовым деревом, что растёт неподалеку от их семейного дома, — дерево рассказывает ему фантастические истории, небольшие притчи, в которых мы находим отголоски того, что происходит с героем. «Голос монстра» — кино простое, даже «лобовое», но всё равно очень трогательное: сложные душевные терзания оно переносит в пространство мифа, говорит о неподъёмных темах простым языком детской сказки. Подход картины Хуана Антонио Байоны в этом смысле напоминает пиксаровские мультфильмы. Что удивительно, по художественной силе «Голос монстра» им не уступает.
Майкл Крайтон, автор романа «Парк Юрского периода» и «Мира запада», в 1976 году написал книгу «Пожиратели мёртвых» — частично основанную на англосаксонском эпосе «Беовульф», частично на «Записке» арабского путешественника ибн Фадлана. В 1999-м он же сам вместе с режиссёром Джоном МакТирнаном («Крепкий орешек», «Хищник») её экранизировал с Антонио Бандерасом в главной роли.
«13-й воин» — кино, которое сложно вот так вот просто упаковать в ёмкие синопсисы. Здесь и история арабского поэта, сосланного в Восточную Европу, и эпическая басня о походе скандинавских конунгов на неких чудищ, что одолевают земли короля Хротгара. Самое любопытное в фильме то, что это такое фэнтези без фэнтези (в отличие от экранизации «Беовульфа» Земекиса, где мистических элементов, напротив, больше, чем в оригинале). Крайтон отправляется в глубины средневекового мифа, но находит каждой легенде материалистическое объяснение.
Оскароносный Гильермо дель Торо учит нас, что фэнтези совсем не обязательно должно быть оторвано от реальности. В его «Лабиринте Фавна» главная героиня отправляется в путешествие по потустороннему миру, населённому разными мифическими существами, — но это лишь метафора того, что она переживает в своей обычной жизни. А там франкистская Испания, внезапные шокирующие сцены простой, нефэнтезийной жестокости. Многие помнят «Лабиринт Фавна» по тому самому жуткому монстру с глазами на руках. Но он бы не был даже вполовину таким страшным, если бы не пугающий контекст, стоящий за его сюрреалистичной фигурой.
В 1982 году мастера-кукольники Джим Хэнсон (создатель «Маппетов») и Фрэнк Оз (человек, создавший Йоду для «Звёздных войн») сделали, возможно, свой главный и, как это часто бывает, недооценённый на момент выхода шедевр. «Тёмный кристалл» — апофеоз их авторского стиля, абсолютное торжество кукольной анимации и, ко всему прочему, любопытное оригинальное фэнтези. По сюжету здесь миролюбивая раса гелфлингов оказывается порабощена злобными скексисами — мерзкими существами, выражающими разные смертные грехи. Единственный способ спастись от тирании — найти отколовшуюся часть Тёмного кристалла и собрать артефакт воедино до дня Великого слияния трёх солнц.