В преддверии Дня всех святых вспоминаем 8 фильмов, чьё действие вращается вокруг старого кельтского праздника.
Легендарный кинокомикс, получивший известность по двум причинам. В первую очередь, из-за трагической смерти Брэндона Ли – исполнителя главной роли, ушедшего из жизни во время съёмок сцены со стрельбой из пистолета. Во вторую очередь, из-за самого готического духа, который соблюден в фильме Алекса Проайса.
Пара возлюбленных была зверски убита головорезами в разгар Хэллоуина. Спустя год парень восстаёт из мёртвых, чтобы найти виновников и отомстить за смерть – себя и своей девушки. «Ворон» хоть и снят задолго до того, как кинокомиксы вошли в моду, но с поразительной точностью передаёт эстетику готического романа. Даже спустя десятилетия «Ворон» не выбивает из зрителя издевательского смешка, продолжая выглядеть таким же аутентичным и мрачным.
Классический хоррор Джона Карпентера, который навсегда превратил экранный День всех святых в дату страшного террора. История об убийце Майкле Майерсе, возвращающемся каждый год в родной Хэддонфилд, происходит в разгар старого кельтского праздника – в тот час, когда дети выпрашивают у соседей сладости, подростки смотрят старые фильмы по телевизору, а фасады домов украшены тыквами и прочими праздничными атрибутами.
Продолжения известного слэшера не изменили правила игры – Майерс безустанно возвращался в маленький городок и убивал всех, кто встречался ему на пути.
В отличие от предыдущих частей, триквел «Хэллоуина» рассказывает совершенно другую историю. Он достаточно отличается от предшественников, потому заслуживает отдельного пункта. Игнорируя похождения Майкла Майерса, «Время ведьм» берёт в основу старый кельтский ритуал, благодаря которому безумный маньяк, производящий праздничные игрушки, планирует убить детей в ночь Хэллоуина.
Мрачный и бескомпромиссный хоррор с потрясающими переливами синтезатора Алана Ховарда и Джона Карпентера – в своё время фильм не удостоился внимания, но сейчас заслуженно обретает статус культового.
Достаточно скромный фильм Майкла Догерти, который за десятилетие утвердился как один из самых ярких хэллоуиновских атрибутов. «Кошелек или жизнь» – антология из четырех историй, объединённых праздничной датой: в фильме едят конфеты, гуляют по лесу, наряжаются в костюмы, снимают чучела, вот только каждая из ситуаций оборачивается кровавым пиром. Антология действительно захватывает, в том числе и потому, что действует на стыке двух жанров – атмосферного хоррора и жестокой комедии.
При некоторой скудности историй положение выправляет мистическая фигура Сэма – ребёнка с мешком на голове. Он появляется и наказывает героев, когда те отступают от традиций Хэллоуина и нарушают их. Загадочный ребёнок в этом случае выглядит не столько убийцей и силой зла, сколько верным стражем праздника.
Безумный хоррор Роба Зомби, рассказывающий о группе людей, которых похитили и принудили участвовать в кровавой игре на выживание в канун Дня всех святых. Роб Зомби превращает историю в эдакую кровавую версию «Голодных игр», где героям приходится сражаться с сумасшедшими клоунами, карликами, а также главным маньяком, затеявшим игру.
Атмосферу праздника режиссёр воссоздаёт не только через целый костюмный ряд – он обращается к самой традиции киноужаса, черпая вдохновение у всех, начиная от Мурнау и заканчивая Карпентером.
Фильм Кевина Тенни едва ли можно назвать известным, но его стоит вспомнить в разговоре о хэллоуиновских картинах. Причудливый и гротескный хоррор, где группа молодых людей отправляется в заброшенный дом и устраивает там вечеринку в честь Хэллоуина. В результате ритуала тинейджеры вызывают настоящего демона, который сеет хаос и желает расправы над незваными гостями.
Картина хоть и не удостоилась внимания во время выхода, но она хорошо олицетворяет второсортный кинематограф 80-х: эксплуатация сексуальных тем, больше количество кровопролития и трупов, а также затейливый грим – уже этого ей хватает, чтобы быть обаятельной.
Любопытный инди-хоррор с Анджелой Беттис в главной роли. Скромная и странная девушка, имеющая большие проблемы с социализацией, влюбляется в парня и пытается добиться его внимания. По мере развития отношений девушка теряет контроль над собой и превращается в маньячку. В разгар Хэллоуина девушка отправляется мстить парню, который её отверг.
Пусть монотонность и скупость событий дают себя обмануть, но «Мэй» отлично разгоняется в свои последние двадцать минут. Стиль и атмосферу придаёт юмор – очень неловкий, почти незаметный, но крайне чудаковатый.
Ещё одна праздничная антология, в которой переплетаются десять взаимосвязанных историй, связанных с празднованием Хэллоуина. Совокупный материал, собранный в один фильм, достаточно разнообразен: там есть как истории с призраками и ведьмами, так и абсурдистские сцены с генномодифицированной тыквой.
Антология не знает меры ни в стиле, ни в настроении, потому скачет от действительно жутких историй до откровенных кинопародий. Фильм чем-то напоминает «Кошелек или жизнь», но ему явно недостаёт структурности и целостности. Хотя как своеобразная азбука Хэллоуина, признаться, он выглядит вполне себе привлекательно.