«Наследие» слегка превосходит предыдущую, третью часть цикла, но это сомнительный комплимент, да и Эд Скрейн – слабая замена Джейсону Стэйтему
Бывший военный Фрэнк Мартин (Эд Скрейн) зарабатывает на жизнь рискованными перевозками – он славится тем, что всегда придерживается договоренностей, не опаздывает и никогда не сует нос в дела своих клиентов. Но его очередная заказчица впутывает в свои дела не только Фрэнка, но и его отца (Рэй Стивенсон), так что теперь парень вынужден пойти против целой банды крутых русских сутенеров.
Первый «Перевозчик» выстрелил сразу по нескольким причинам, и харизма Джейсона Стэйтема была среди них главной, но не единственной. Не меньшую роль в успехе фильма сыграла и в кои-то веки удачная синергия Запада и Востока – легендарный экшен-хореограф из Гонконга Кори Юэнь показал, как нужно снимать рукопашные боевики с западными бюджетами, и простенькая, но действенная история от Люка Бессона про крутого парня, который «молчит и мочит», в такое окружение вписалась как влитая.
Помогать азиатам вставать на ноги на Западе Бессон, впрочем, не стал и в дальнейшем осваивал нащупанную формулу самостоятельно. С переменным, однако, успехом, который конкретно на франшизе «Перевозчик» сработал скорее в минус – сиквел вышел откровенно «мультяшным», в то время как третий фильм напоминал нарезку неудачных дублей из первых двух. Учитывая, что отзывы становились все хуже и хуже, а гонорары Стэйтема только росли, Бессон в конце концов решился на перезапуск цикла с новым актером, что позволило вернуться в «Наследии» к весьма скромному бюджету самого первого «Перевозчика» в 22 миллиона долларов.
Тем не менее, перефразируя известную поговорку, вы можете выкинуть Стэйтема из «Перевозчика», но вы не выкинете из «Перевозчика» Бессона – как итог, четвертый фильм сериала мало чем отличается от двух предыдущих, хотя и заметно увлекательнее своего предшественника. В плюс фильму работает сразу несколько фактов – скажем, связка «Фрэнк Мартин за рулем плюс четыре боевые девушки рядом» вызывает в памяти недавнего «Безумного Макса» (пусть это сравнение «Перевозчику» и несказанно льстит), а введение в сюжет его отца в исполнении Рэя Стивенсона навевает ассоциации с «Индианой Джонсом и последним крестовым походом». Причем Фрэнк Мартин-старший демонстрирует недюжинную смекалку и подозрительную боевую подготовку, но при этом упрямо уверяет всех окружающих, что является простым торговым представителем бренда Evian.
Правда, здесь кроется и главная проблема «Наследия» – это кино о ком угодно, только не о самом Перевозчике, которого тут задвигают на задний план решительно все, включая нашего соотечественника Юрия Колокольникова в роли одного из злодеев. Эду Скрейну категорически не хватает брутальности – он может сколько угодно играть желваками и цедить сквозь зубы бородатые остроты («Ты что, шутишь?» – «Шутки не по моей части!»), но больше всего он похож не на бывшего военного, натренированного убивать одним взглядом, а на заблудившегося манекенщика Calvin Klein или Hugo Boss, позирующего перед объективом «гламурного» фотографа.
В экшен-сценах, впрочем, это ощущение немного рассасывается – Бессон умеет ставить и снимать автомобильные гонки, а «гонконгское» прошлое цикла напоминает о себе бойкими рукопашными поединками, в которых Фрэнк активно задействует предметы окружающей обстановки (одна из самых симпатичных схваток проходит в узком коридоре, заставленном шкафами с выдвижными полками). И, в отличие от той же «Заложницы 3», главную роль в которой, напомним, играл уже седой дедушка Лиам Нисон, Скрейн еще в самом расцвете сил, так что необходимости в дублерах и хитрых монтажных уловках не возникает – даже камера трясется не так чтобы очень сильно. Безусловно, приятных ассоциаций и резвого экшена мало, чтобы назвать «Перевозчика: Наследие» хорошим фильмом, но уже то, что цикл наконец-то перестал катиться в тартарары со скоростью 220 миль в час, – большое достижение.