Неожиданно увлекательный, глубокий и по-хорошему непредсказуемый европейский детективный триллер о поисках пропавшей в небольшом городке девушки
Авешот – крохотный итальянский городок, расположенный в замкнутой со всех сторон горами альпийской долине. Накануне Рождества здесь пропадает тихая, скромная 16-летняя девушка из религиозной семьи – выходит из дома и растворяется в вечернем тумане. У местной полиции нет ни тела, ни свидетелей, ни подозреваемых, ни каких-либо улик, а потому искать зацепки прибывает столичный инспектор Фогель. Методы следствия у приезжего детектива довольно спорные – он предпочитает через точечные вбросы в СМИ заставить преступника совершить ошибку, чтобы затем вцепиться в него мертвой хваткой. Однако на сей раз это не срабатывает: молодой преследователь пропавшей девушки оказывается всего лишь пылким влюбленным, а профессор из местного колледжа, чью машину видели возле дома жертвы, находит подтверждение своей невиновности. Следствие заходит в тупик, а Фогель из охотника сам превращается в жертву, запутавшуюся в силках хитроумного злоумышленника.
В последние годы мы привыкли к тому, что в европейском кино и на ТВ за детективы и криминальные триллеры «отвечают» северные страны, усилиями Швеции, Дании и Норвегии даже образовался новый поджанр – «скандинавский нуар». Но кто сказал, что горячие южные европейцы не могут снимать кино, леденящее кровь и заставляющее в напряжении сгрызать при просмотре ногти до самых локтей? При умелом подходе и Италия может выглядеть ничуть не менее зловеще, чем ледяные пустыни и скалистые фьорды Севера, а ее эмоциональные, активно жестикулирующие жители могут скрывать ужасающие тайны, о которых слабонервным лучше не знать.
Итальянец Донато Карризи – новомодный европейский автор детективов, чья писательская карьера началась лишь в 2009-м, но сегодня его произведения переведены уже на три десятка языков. Из толпы прочих детективщиков Карризи выделяет то, что он не просто получил юридическое образование, но и специализировался на криминологии и поведенческой психиатрии, а значит, знает о маньяках и серийных убийцах почти все. И его «Девушка в тумане» полностью это подтверждает – сначала роман, а затем и фильм получились сочными, увлекательными, делающими неожиданные сюжетные кульбиты и пробирающими до костей, при том что насилия в них совсем немного.
Интересно, что экранизировать «Девушку» Донато Карризи взялся сам, благо определенный театральный опыт у него имеется. В том, что детективный триллер ставит дебютант, есть свои плюсы и свои минусы – с одной стороны, нельзя не отметить того, что в фильме, как уже говорилось, почти нет сцен насилия, а финальное столкновение детектива со злодеем и вовсе остается за кадром, зритель знает о нем только из разговоров, и это придает ленте еще больше загадочности и напряжения. Однако, с другой стороны, очевидно и то, что постановщик не смог на протяжении всего хронометража поддерживать нужный ритм, в картине случаются провисания динамики, а некоторые сюжетные ходы, уверенно работающие в литературе, в кино оказываются нелепыми «роялями в кустах», как, например, наобум введенная журналистка, помешанная на «Убийце из тумана».
Но большую часть шероховатостей вполне можно простить, ведь основные свои задачи фильм решает блестяще – кино получилось действительно увлекательным, неголливудским и нетривиальным, метания зрителя и героев от кажущейся разгадки к разочарованию и обратно захватывают и по-хорошему удивляют. Наконец, лента имеет не только детективную составляющую, но и увлекательный социальный подтекст – на волне расследования исчезновения создатели «Девушки в тумане» задаются вопросами справедливости и возмездия, истинных мотивов преступлений и этичности подключения к расследованию журналистов, ведь действительно в историях с признанными невиновными после многих лет подозрений часто случаются некрасивые повороты, связанные с большими деньгами. Кино, впрочем, никого не судит, но дает повод задуматься о влиянии на расследования внешних факторов.
Хороший детектив, конечно, не получился бы без харизматичных персонажей, сыгранных блистательными актерами. Лишь на первый взгляд инспектор Фогель выглядит респектабельным и умудренным опытом следователем. Да, он не пьет не просыхая, как Харри Холе, и не страдает психическими расстройствами, как Сага Норен, но и он проявляет несовершенство – он одержим погоней за преступником, он легко идет на подлог и провокации, на его фоне подбросивший воришке кошелек Жеглов выглядит святым. И исполнена эта роль выше всяких похвал – лишь в первые минуты игра Тони Сервилло режет глаз своей театральностью, затем все приходит в норму и гармонию. Крайне хорош и преследуемый по надуманным поводам герой Алессио Бони, актер демонстрирует богатую палитру красок характера и ловко перевоплощается в несколько ипостасей.
Но не станем слишком глубоко погружаться в сюжет и персонажей – детектив от этого только пострадает. «Девушка в тумане» же заслуживает того, чтобы ее не пересказывали, а смотрели, возможно, даже по несколько раз, чтобы при повторном восприятии отмечать ранее незамеченные улики. И именно это отличает хорошее расследование от тривиального – к увлекательному делу тянет, как тянет злоумышленника на место его былых преступлений.
С 25 января в кино.