Ангелы и демоны, вампиры и оборотни, призраки и воскресшие из мертвых – оккультные сериалы знают, что любят зрители, уставшие от скучной повседневности!
Кто сказал, что оккультное шоу – это обязательно мрачное и «готичное» зрелище? Точно не создатели молодежной оккультной комедии «На службе у дьявола», главный герой которой внезапно узнает, что его родители некогда пообещали своего первенца Сатане. Чтобы защитить свою мать от последствий ее контракта, Сэм Оливер по приказу дьявола становится охотником за душами, сбежавшими из потустороннего мира. В этой охоте парню помогают его лучшие друзья – сослуживцы по гипермаркету, в котором Сэм работает. И так как никто из них на потустороннего детектива не учился, события быстро принимают одновременно увлекательный, юмористический и романтический оборот… Игравшая главную героиню шоу Мисси Перегрим в дальнейшем стала ведущей героиней популярного канадского полицейского шоу «Копы-новобранцы».
«Доминион» начал выходить этим летом, и, возможно, его еще рано включать в хит-парады и позволять ему отпихивать более заслуженные сериалы. Но мы не можем не отметить размах, пафос и амбициозность шоу, которое скрестило постапокалиптическое и оккультное повествование. Действие «Доминиона» развивается после опустошительной войны человечества с взбунтовавшимися ангелами во главе с архангелом Гавриилом. К счастью для людей, архангел Михаил встал на их сторону, и он помог выжившим создать укрепленные города, защищенные от низших ангелов, которые стали уязвимыми для человеческого оружия, когда обрели материальные тела. Главным героем «Доминиона» становится молодой человек, которому на роду написано определить судьбу человечества – в зависимости от того, поддержит ли он своих соплеменников или ангелов.
Кто поможет призракам умерших завершить свои земные дела и спокойно перейти в мир иной? Разумеется, медиум. И не фальшивый, берущий деньги за обман клиентов, а честный и бескорыстный – такой как владелица антикварного магазина Мелинда Гордон (обаятельная героиня Дженнифер Лав Хьюитт), для которой помощь чужим душам – унаследованная от бабушки «общественная нагрузка». Интересно отметить, что шоу снималось в том же киногороде под открытым небом, некогда выстроенном на студии Universal, что и, например, «Назад в будущее». Для нужд сериала этот киногород был существенно изменен, но внимательные зрители могут разглядеть схожие дома в «Назад в будущее» и в «Говорящей с призраками». На экран вполне могла попасть и знаменитая башня с часами, но создатели шоу решили ее не использовать.
Помните фильм 1985 года «Волчонок», в котором Майкл Дж. Фокс играл парня, внезапно узнавшего, что происходит из семьи вервольфов? Если не помните, можете не вспоминать. Это была забавная картина, но не более чем жанровый пустячок – пусть и отлично прошедший в прокате. А вот вдохновленный тем фильмом нынешний сериал MTV – совсем другое дело. Это любимая и зрителями, и критиками история на стыке школьной «мыльной оперы» и сверхъестественного шоу, в котором главный герой после укуса оборотня становится вервольфом и обнаруживает, что в его школе он далеко не единственный, кто связан с потусторонним миром. Его девушка, например, родилась в семье охотников на оборотней, а самая популярная школьная красавица по происхождению ирландская «банши». Исполнитель роли Стайлса, лучшего друга главного героя, Дилан О’Брайен недавно сыграл главную роль в блокбастере «Бегущий в лабиринте».
Самый популярный в США сериал с сугубо женским составом главных героев – ироничная «мыльная опера» «Отчаянные домохозяйки». Кто на втором месте? Оккультная трагикомедия о трех сестрах-ведьмах, которые защищают человечество от злых колдунов и могущественных потусторонних сил. «Зачарованных» все еще можно найти в чартах сайтов интернет-трансляции, хотя сериал был закрыт уже в 2006 году. Поклонницы и поклонники обожают пересматривать это душевное шоу об обаятельных сестричках, осваивающих магию параллельно со спасением мира (их способности впервые активируются, когда все трое уже взрослые женщины). Любопытно, что изначально «Зачарованные» были задуманы как сериал о трех подругах. Однако затем продюсеры решили, что шоу будет интереснее, если окажется историей не только о ведьмах, но и о семейных радостях и горестях. И они оказались совершенно правы.
Обычные шоу заканчиваются, когда их главный герой умирает. «Мертвые, как я», наоборот, начинается с гибели главной героини, бросившей колледж девушки, когда ей на голову падает туалет с развалившейся российской космической станции (дотянулся проклятый Брежнев!). Придя в себя после смерти, Джорджия обнаруживает, что она теперь – «страшный жнец», забирающий души тех, кому суждено умереть. Хотя она живет среди людей, она вынуждена держаться подальше от своей семьи, и ее новой «родней» становятся ее коллеги, «жнецы» со стажем, каждый из которых по-своему переживает свою безвременную кончину и постоянную близость к чужим смертям. Как и другие шоу Брайана Фуллера («Ганнибал», «Мертвые до востребования»), это одновременно эксцентричное и психологически тонкое зрелище, и его поклонники до сих пор не могут смириться с тем, что оно просуществовало всего два коротких сезона.
«Гримм» и «Однажды в сказке» начали выходить в один год, и потому их порой объединяли в обзорах и рецензиях. Однако у них было не так уж много общего. Если «Однажды в сказке» – это постмодернистское фэнтези о мире, в котором сосуществуют персонажи из диснеевских мультфильмов, то «Гримм» – это мрачное оккультное шоу, в начале которого главный герой Ник, полицейский по профессии, обнаруживает, что сказки братьев Гримм – это прозрачные аллегории, описывающие реально существующих чудовищ. Так как эти монстры умеют маскироваться, большинство людей даже не подозревают об их существовании. Но есть и те, кто, как главный герой, наделены способностью заглядывать под волшебную маскировку. И святой долг таких людей – не позволять чудовищам заходить слишком далеко. Чем Ник с риском для жизни и занимается. Без отрыва от основной профессии.
«Сонная лощина» вдохновлена классическим рассказом Вашингтона Ирвинга, но ее авторов трудно обвинить в отсутствии фантазии. Наоборот, они взяли хоррорный пустячок и раздули его в увлекательный сериал о магии, демонах, американской истории, древних заговорах, надвигающимся апокалипсисе… И о всего двух людях, которые могут предотвратить превращение городка Сонная Лощина в выжженную адским пламенем пустыню. Спасителями человечества в «Лощине» оказываются участник Войны за Независимость, проспавший более 200 лет волшебным сном, и темнокожая сотрудница полиции, которая еще в детстве впервые столкнулась с потусторонним миром. Между прочим, «Лощина» – это едва ли не единственное шоу на американском канале без «расовой ориентации», где в первом сезоне среди основных героев не было ни одного белого американского мужчины и ни одной белой американской женщины. Странно, что в то время этого почти никто не заметил. В США обычно очень чувствительны к таким нюансам.
Когда пишешь о «Зове крови» в России, сразу хочется указать, что вторая главная героиня шоу – русская по происхождению и что играет ее русская уроженка Риги Ксения Соло. Поэтому «Зов крови» – один из немногих западных сериалов, где время от времени можно услышать русскую речь почти без всякого акцента. И, кстати, персонаж Ксении – просто очаровашка, и шоу страдает всякий раз, когда сценарий задвигает Кензи за шкаф. Но, конечно, смотреть «Зов крови» нужно не ради «наших в Голливуде» (в данном случае – в Торонто), а ради необычного повествования о девушке-суккубе (существе, питающемся сексуальной энергией), которая ищет место среди себе подобных волшебных существ, от оборотней до демонов. Поначалу шоу вращалось вокруг приключений главной героини как сверхъестественного детектива, но со временем оно сосредоточилось на эпических сюжетных линиях. Воспринимать его всерьез трудно («Зов крови» на это и не претендует, и в нем полно ироничного юмора), но и оторваться невозможно.
Телевизионный ответ на популярность «Сумерек», «Дневники вампира» основаны на цикле романов Лизы Смит, написанных и изданных задолго до книг Стефани Майер. «Дневники» начинаются как история о старшекласснице, которая становится объектом ухаживания двух братьев-вампиров, «хорошего» и «плохого». Однако сериал быстро выходит за рамки этого простого любовного треугольника и превращается в эпическую приключенческую «мыльную оперу» с множеством персонажей, неожиданными сюжетными поворотами и далеко не только кровососущими «монстрами». Одним из разработчиков этого популярнейшего шоу был Кевин Уильямсон, известный по работе над реалистичным подростковым шоу «Бухта Доусона» и над постмодернистским хоррор-циклом «Крик». В 2013 году «Дневники» обзавелись сериалом-ответвлением «Первородные» – шоу о самых первых в мире вампирах.
Последние два сезона «Настоящей крови» разочаровали многих поклонников шоу, и мы, возможно, поставили бы сериал выше в этом списке, если бы фиаско этих серий не было свежо в нашей памяти. Однако пять достойных сезонов – это больше, чем есть у многих оккультных сериалов (они, как видно по нашему перечню, редко живут долго и счастливо). Кроме того, у удачных серий «Крови» больше достоинств, чем у удачных серий многих других сериалов, поскольку это шоу сочетает множество жанров. Это и провинциальная сага про колоритных обитателей Луизианы, и политическая аллегория о борьбе за права «сомнительных» меньшинств (вампиры, оборотни и так далее заменяют в шоу геев, иммигрантов и прочих «отщепенцев»), и «мыльная опера» о запутанной личной жизни множества героев, и феминистское повествование о попытках главной героини самоутвердиться и перестать зависеть от окружающих ее мужчин… И даже веселая комедия – пополам с кровавым сверхъестественным боевиком.
Ради этого сериала мы нарушаем неписаное правило нашей профессии, предписывающее почти во всех случаях предпочитать оригинал ремейку. Особенно если речь идет всего лишь о переносе действия шоу из Англии в Америку. Да, одноименное английское шоу, шедшее с 2008 по 2013 годы, принято ставить выше его «ненужного» ремейка. Но мы ничего не можем с собой поделать – американские звезды «Быть человеком» нам нравятся больше, финал у их сериала удачнее, и некоторые их приключения интереснее. Так что, при всем уважении к английскому оригиналу, мы все же предпочитаем ремейк душевной истории о вампире, оборотне и девушке-призраке, которые дружат, живут в одном доме и пытаются вести себя как обычные люди. Насколько это возможно для существ, чьи волшебные особенности ни на секунду не дают о себе забыть. Даже не пытаясь выстроить размашистое повествование, «Быть человеком» копает вглубь, в бездны психологии героев, причудливо искаженной их прошлым и настоящим.
Самые продолжительные американские телешоу – это, как правило, мультфильмы или реалистические сериалы. «Сверхъестественное» – одно из немногих исключений из правила. Сейчас по ТВ идет десятый сезон сериала, и появление одиннадцатого вполне возможно. А ведь его создатель Эрик Крипке изначально надеялся завершить придуманный им сюжет за три сезона! Но зрители так полюбили братьев Винчестер – охотников на потусторонних монстров и регулярных спасителей мира, – что не захотели их отпускать. Так что сценаристам пришлось придумывать все новые и новые витки подвигов для красавчиков-героев и их немногочисленных сподвижников (в их профессии мало кто живет долго, хотя Винчестеров смерть еще ни разу не останавливала). И, пожалуй, именно благодаря неиссякаемой фантазии авторов шоу «Сверхъестественное» еще держится на экране, хотя, по всем прогнозам, оно уже давно должно было иссякнуть. Впечатляющее и вдохновляющее достижение.
Хотя «Твин Пикс» шел всего полтора года четверть века назад, он все еще не нуждается в представлении. Культовое шоу Дэвида Линча и Марка Фроста переписало историю американского телевидения и установило новую планку для творцов, пытающихся впечатлить публику в таких жанрах, как «детективное повествование» и «оккультное шоу». Да, именно оккультное. Ведь по ходу действия сериала, начинающегося как расследование жестокого убийства в провинциальном городке, становится ясно, что в этом и некоторых других преступлениях в Твин Пикс виновен демон греховных мужских страстей. Сказать больше значило бы выдать слишком много сюжетных тайн для тех, кому еще не посчастливилось познакомиться с агентом Купером из ФБР и услышать чарующую музыку Анджело Бадаламенти.
При всем уважении к значимости «Твин Пикс» и к гению его создателей, это шоу о всего одном демоне. В основном оно посвящено человеческим страстям. Поэтому «Твин Пикс» у нас на втором месте. А на первом – столь же легендарный сериал «Баффи», который пока что остается главным вкладом Джосса Уидона в западную поп-культуру. Даже несмотря на колоссальные сборы «Мстителей». «Баффи» зародилась как попытка поставить с ног на голову хоррор-штамп о красотке-чирлидерше, которая первой становится жертвой маньяка. И школьная оккультная комедия о старшекласснице, истребляющей городских вампиров, постепенно переросла в одно из лучших и наиболее влиятельных американских шоу. Феминистские ценности, дружба и любовь молодых людей, школьные интриги, потусторонние страсти… Практически любое шоу, затрагивающее эти темы и вышедшее после «Баффи», чем-то ему обязано. Кроме того, «Баффи» породило сериал «Ангел» – замечательное оккультное шоу в своем праве. Это отличный сериал, доступный для подростков и увлекательный для взрослых. Безусловное первое место нашего хит-парада.