Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Дэвид Кит Линч (род. 20 января 1946 года, Миссула, Монтана, США) — американский кинорежиссер, музыкант, сценарист, художник, фотограф. Является ярким представителем американского независимого кинематографа. Лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь» (1990) и приза за режиссуру (2001) Каннского кинофестиваля, а также «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф (2006). Офицер ордена Почетного легиона (2007).
Дэвид Линч родился в небольшом американском городе Миссула. Будущий режиссер рос в лесных краях на северо-западе США. Дэвид учился в Пенсильванской академии искусств в Филадельфии, куда поступил в 1965 году. С интересом изучал живопись, скульптуру и фотографию. Среди своих любимых художников Линч называет Ф. Бэкона, Э. Хоппера и О. Кокошку.
В 1966 году Дэвид Линч посещал курсы по экспериментальному искусству, где увлекся мультипликацией. В это время он создал свою первую короткометражную анимацию – фильм «Шесть блюющих мужчин». Это была выпускная работа. Спустя год у режиссера появилась своя камера, и он снял первую короткометражку «Алфавит», где были задействованы и кинокадры, и мультипликация. В основу фильма лег кошмарный сон племянницы супруги режиссера. Одновременно Линч приступил к работе над сценарием ленты «Бабушка». Этот и другие труды он презентовал на конкурсе на соискание стипендии Американского института кино, который выиграл.
В 1971 году Линч начал работу над своим полнометражным дебютом «Голова-ластик». Из-за финансовых проблем съемки неоднократно прерывались, и только через пять лет работа над фильмом была завершена. В ней Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические, впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутрь чьего-то сознания. И такой подход к пространству и героям стал впоследствии основным в творчестве Дэвида Линча. Киностудия к «Голове-ластику» отнеслась скептически, но со временем картина стала культовой.
В 1980 году Линч начал работать над фильмом «Человек-слон» по заказу Мэла Брукса. Фильм получил сразу 8 номинаций на «Оскар», в частности и за режиссуру. Лента повествует об изуродованном герое, который является добрее и честнее всех окружающих «нормальных» людей.
Сразу же Линчу предложили снять третью часть «Звездных войн», но режиссер отказался и начал работать над романом «Дюна». Впрочем, особого успеха у зрителей он не имел, а выпущенная позже телеверсия фильма вызвала нарекания со стороны самого Линча. Он поклялся больше никогда не работать в большом кино, если ему не дадут полный контроль над окончательной версией.
В 1986 году при поддержке Дино Де Лаурентиса вышел скандальный триллер «Синий бархат». Он повествует о тайной преступной сети, держащей под контролем жизнь одного из американских городков. Лента заработала награду Национального общества кинокритиков и принесла Дэвиду множество поклонников в Европе, преимущественно во Франции.
В 1990 году режиссер выпустил гротескное роуд-муви «Дикие сердцем» и получил за него «Золотую пальмовую ветвь». Одновременно в эфир вышел телесериал «Твин Пикс». Он рассказывал о расследовании загадочного убийства юной девушки в городе Твин Пикс. Сериал неплохо стартовал, но рейтинги быстро поползли вниз, что привело к закрытию проекта. Тем не менее «Твин Пикс» стал знаковым культурным явлением начала 1990-х.
Далее Линч вновь стал экспериментировать с формой повествования в картине «Шоссе в никуда». Лента появилась в 1997 году и разделила кинокритиков на два лагеря. Одни восторгались фильмом, другие назвали его одним из слабых проектов режиссера.
Линч реабилитировался в глазах кинокритиков, сняв в 1999 году основанный на реальных событиях роуд-муви «Простая история», который своей нарочитой незамысловатостью вызвал недоумение у поклонников более экспериментальных проектов режиссера. В 2002 году Линч возглавил жюри Каннского кинофестиваля.
Дэвид живет в Калифорнии. Свое свободное время он посвящает фотографии и живописи. Неравнодушен Линч и к музыке, подлинный потенциал которой ему открыл композитор Анджело Бадаламенти, с которым Дэвид сотрудничал до 2000 года. В 2000-е годы Дэвид Линч увлекся электронной музыкой и выпустил альбом BlueBob. В 2011 году появился первый сольник режиссера Crazy Clown Time.
Многие годы Дэвид Линч посвятил трансцендентальной медитации по системе Махариши Махеш Йоги. Он даже выпустил аудиокнигу с описанием техники, как погрузиться вглубь сознания, а также рассказал, как медитация помогает работать над фильмами.
В начале 2000-х Линч работал над новым телесериалом, который был снят с производства после неудачных тестовых показов. Перемонтированные и доснятые эпизоды образовали картину «Малхолланд Драйв» (2001), которая после неоднозначной реакции первых зрителей в Каннах стала культовой и по итогам 2000-х годов была названа журналом «Кайе дю синема» главным фильмом десятилетия. «Малхолланд Драйв» продолжает магистральную линию творчества Линча и его поисков в области нарративного искусства.
В сентябре 2006 года в рамках Венецианского кинофестиваля состоялась премьера трехчасового фильма Линча «Внутренняя империя», снятого на ручную цифровую камеру. Съемки велись без готового сценария, главным образом в Польше. В нем режиссер окончательно отказывается от традиционного повествования и продолжает конструирование своих собственных видений.
В феврале 2009 года Линч уже в четвертый раз женился, его избранницей стала актриса Эмили Стоуфл, которая моложе его более чем на 30 лет. Они встретились на съемочной площадке фильма «Внутренняя империя».
5 мая 2017 года Дэвид Линч объявил об уходе из кино. Режиссер посетовал на то, что киноиндустрия сильно изменилась в последние годы. И, по его мнению, не в лучшую сторону: «Все сильно изменилось. Очень многие фильмы не показывают хороших сборов, даже несмотря на то, что они отличные. А те, что собирают отлично, — это не то, что я стал бы снимать». Однако после Каннского фестиваля 2017 года Дэвид Линч принял решение остаться, на что его подвигли бурные аплодисменты третьему сезону сериала «Твин Пикс» под его режиссурой.
Газета «Гардиан» назвала его «самым важным кинорежиссером нынешней эпохи». Портал AllMovie — «человеком Возрождения в современном американском кинематографе», а успех его фильмов принес ему титул Первого поп-культурного сюрреалиста.
Проект «Интервью»
Interview Project
2009-...
Мечты целлулоида
Celluloid Dreams
2002
Что посмотреть? Оля Смолина советует эротический триллер «Тёмная сторона страсти»
29 ноября / Текст: Оля Смолина
Что смотреть в кино на этой неделе: «Умри, моя любовь» и «Человек-слон»
26 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Маршрут построен: 25 детективных сериалов о таинственных убийствах в маленьких городках
9 ноября / Текст: Яна Телова, Максим Ершов
15 главных фильмов ноября: «Новая волна», «Умри, моя любовь» и «Я бы тебя пнула, если бы могла»
29 октября / Текст: Настасья Горбачевская, Владимир Ростовский
Однажды мы проснулись в мире без Дайан Китон: памяти иконы 1970-х
14 октября / Текст: Настасья Горбачевская
Что смотреть в кино на этой неделе: «Пролетая над гнездом кукушки» и «Дракула»
10 сентября / Текст: Алихан Исрапилов
Алгоритмы бессильны: 8 фильмов, сценарий которых не смог бы написать Chat GPT
24 августа / Текст: Карина Назарова
«Голый пистолет» возродит пародийные комедии? Или жанр не спасти?
23 августа / Текст: Дмитрий Камышенко
Трикстер с отрицательным обаянием: как Уиллем Дефо создал свое уникальное амплуа в Голливуде
22 июля / Текст: Кирилл Артамонов
Слишком большая перемена: каким мы запомним Дэвида Линча
17 января / Текст: Владимир Ростовский
«Дюна» Дэвида Линча: что вы не знали о главном провале великого режиссера?
14.12.2024 / Текст: Владимир Ростовский
Тайная жизнь Дэвида Линча — гордого бойскаута, любителя трансцендентной медитации и фаната Канье Уэста
20.01.2022 / Текст: Алихан Исрапилов
Музы величайших режиссеров: 10 крепких творческих союзов, которые навсегда останутся в истории кино
04.03.2021 / Текст: Гульназ Давлетшина
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
7 декабря / Текст: Анастасия Воробей
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
7 декабря / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Карина Назарова советует «Ночь кометы» — новогоднюю фантастику из 1980-х
6 декабря / Текст: Карина Назарова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Рецензия на фильм «Звук падения»: жизнь маленьких женщин в большом XX веке
6 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Тайная жизнь Джо Кири — Стива из «Очень странных дел», звезды инди-кино и «Тик-Тока»
5 декабря / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).