Продравшись сквозь скуку вводной части и откровенно самодеятельную катастрофу, зрителю остается лишь с грустью отсчитывать минуты и оставшихся в живых героев до финала. Зевоту картина вызывает куда большую, чем сопереживание или живой интерес
Шестеро случайных посетителей ночного клуба, которых связывает недавнее знакомство на туристических тропах Чили, оказываются в эпицентре катастрофы – на город обрушивается землетрясение, на побережье вот-вот грянет разрушительное цунами. Чудом выжив под обломками стен клуба, герои выбираются на поверхность, но обнаруживают, что неприятности для них только начинаются – подземные толчки разрушили местную тюрьму и город находится теперь во власти кровавых убийц…
Добравшемуся до нашего проката «Афтершоку» на самом деле уже больше года, совместный американо-чилийский проект отправился в свободное плавание еще в сентябре 2012 года, поколесил по жанровым фестивалям и безвестно пропал в ограниченном американском прокате. За что же такое пренебрежение? У этого безразличия есть конкретное имя – Элай Рот.
Рискуя навлечь на себя гнев поклонников, осмелюсь высказать сомнение в таланте этого многократно обласканного продюсера, сценариста, режиссера и актера. Фильмография Рота говорит лишь об одном: как самостоятельная творческая единица, как лидер проекта он довольно прост, не слишком изобретателен и предсказуем в самом худшем смысле этого слова. Причиной тому служит, на мой взгляд, чрезмерная самоуверенность и слишком прямолинейный подход к собственному творчеству. Если оглянуться на фильмы, которые снимает собственноручно или продюсирует (как в случае с «Афтершоком») Рот, то легко можно разглядеть очень простую формулу картины. Элай берет какой-то небольшой эпизод, клифхэнгер и «наматывает» как на клубочек остальное повествование, не особо заботясь о балансировке сценария, о проработке характеров, о том, что будет до, а что после этого самого ключевого момента его фильма.
Степень участия Элая Рота в написании сценария и продюсировании «Афтершока», формальная должность директора в котором принадлежит Николасу Лопезу, но нехитрая трехходовка «повествование – разворот – повествование» читается в этом фильме особенно четко. Авторы будто не особенно заботятся вводной частью, махнули на своих героев рукой с такой степенью небрежности, что различать их начинаешь только к финалу. Вся первая треть фильма создана лишь для того, чтобы усыпить бдительность зрителя (хотя существует реальная опасность усыпить и самого зрителя). Затем нас ожидает тряска и паника, которой режиссер тоже не слишком увлечен – ему нужно мчаться к главному развороту картины! Оказывается, человек (если так можно назвать озверевших преступников, вырвавшихся на свободу) много опаснее природы! Как свежо! Собственно, далее этого «открытия» никто на съемочной площадке идти и не собирается – к финалу герои бредут, обреченно теряя «бойцов» одного за другим. Старый добрый шаблон.
Такой шаблонный взгляд на собственную картину больнее всего бьет по актерам. Каждого из них можно было сделать куда более объемным персонажем, подстегнуть зрителя сопереживать им, но вступление и разгон не позволяют даже запомнить их имена. Но и этого создателям «Афтершока» оказалось недостаточно – «добивать» и героев, и зрителей решено было символично: любитель смартфона теряет руку, папенькин сынок открывает свое присутствие бандитам неуместным звонком на мобильный от отца, фрустрирующая от вынужденного аборта, сделанного несколько лет назад, барышня оказывается в детском склепе… Авторы не только недалеки сами, они такими же считают и зрителей. Это оскорбительно.
Не стоит рассчитывать и на масштабные сцены катаклизмов и разрушений – героям комфортнее находиться в студийных помещениях, даром что угроза гибели в них от внезапно обрушившейся кровли существенно выше, чем на улице. Так что на большее, чем посыпание мелом и известью вкупе с яростно трясущейся камерой, рассчитывать не приходится. В чем недостатка в картине нет, так это в крови. Увы, остальные огрехи – меняющийся грим, бестолковость героев, общая бессмысленность происходящего – даже кровь превращают в скучный жанровый атрибут. Единственной сладкой пилюлей напоследок может стать лишь финальная сцена, но до нее ведь еще нужно досидеть…
Когда Элай Рот попадает «в руки» других режиссеров, он иногда раскрывается весьма необычно. Собственные же его работы (мы пойдем на поводу прокатчиков, указавших на постере «Фильм Элая Рота»), увы, содержат лишь маленькую идейную горошинку в ворохе шелухи. Распаковывая такой «подарочек», никогда нельзя быть уверенным, что начинка тебе понравится. Но даже если та изюминка, которую бережно упаковал куда-то вглубь Рот, вам по вкусу, вокруг остается столько мусора и шлака, что удовольствие получить от этого никак не получится.