Нелепая, неправдоподобная и не особенно смешная криминальная комедия об армянине, которому обязательно нужно выиграть чемпионат по покеру
Армянский официант Давид (Ованнес Азоян) соглашается подменить своего лучшего друга Костю (Андрей Бурковский) на работе в автосалоне. Несколько часов спустя баснословно дорогой «Феррари» оказывается на дне речки. А так как машина уже была оплачена авторитетным бандитом (Андрей Смоляков), то у Кости есть лишь несколько дней, чтобы возместить стоимость «утопленника». В противном случае он сам окажется на глубине. Его единственный шанс на спасение – выигрыш чемпионата мира по покеру в Лас-Вегасе, на который Костя, как заядлый и успешный игрок, только что получил приглашение. Но так как Давид вместе с машиной утопил паспорт друга, то армянину приходится срочно осваивать правила игры и самому лететь в Америку. К счастью, у него есть туз в рукаве – профессиональное умение «читать» посетителей ресторана.
Слово «любовь» в названии российской картины обычно указывает на романтическую комедию, но «Ставка на любовь» от этого жанра далека. Хотя романтическая линия в фильме есть, она прочерчена пунктиром и оттеснена на второй план. Слово «ставка» в названии куда важнее, поскольку в первую очередь фильм Артема Михалкова (среднего сына Никиты Михалкова) – это криминально-спортивная комедия о попытке выиграть в покер 10 миллионов долларов. Картины такого рода стоят на двух китах – колоритные комичные персонажи и изобретательные сюжетные повороты. С первым у «Ставки» неплохо, хотя могло быть куда лучше, поскольку фильм полагается на затертые штампы (бандитский авторитет с женой и любовницей, коррумпированный полковник милиции, армянский дядя-таксист с громадной семьей и пристрастием к застольям…) и не может выжать все комедийные соки из главного героя.
Похоже, авторы ленты надеялись, что зрители будут смеяться просто потому, что низкорослый армянский комик Ованнес Азоян забавно выглядит. Но даже Дэнни де Вито нужен сильный материал, чтобы сражать публику наповал, а Азоян в фильме – скорее грустный клоун, чем солнечный, и реплики у него соответствующие. Кроме того, его голос дублирован, и это чувствуется, поскольку трудно поверить, что у парня с такой внешностью голос здорового мужика.
На 100% у «Ставки» получился лишь один персонаж – американский покерный махинатор советского происхождения (Александр Ревва), который сперва проверяет Давида на прочность, а затем включает в свою криминальную схему. Его сцены – лучшие в фильме, но их так мало, что они картину украшают, но не спасают. С тем, как «Ставка» обходится со своими персонажами, можно было бы смириться, если бы увлекательный сюжет не оставлял времени на размышления о сценарных провалах. Но так как действие движется медленнее, чем положено в таких лентах, а ключевые драматичные моменты поданы без вдохновенного драйва, то промахи авторов видны как на ладони. Тем более что промахи эти – настоящие преступления против реальности. Так, фильм утверждает, что для поездки в Америку нужен российский паспорт, но даже малые дети, ездившие за рубеж, знают, что для этого достаточно загранпаспорта. И если Костя не хранит «загранку» на работе, вместе с паспортом и водительскими документами, то он вполне мог слетать в Лас-Вегас.
Столь же нелепы заверения картины, что на чемпионатах по покеру приз получает только победитель турнира. В реальности на прошлогоднем чемпионате каждый шестой участник выиграл какие-то деньги, а девять финалистов получили призы от миллиона долларов и выше. Таким образом проводятся все серьезные коммерческие соревнования – нельзя собрать лучших игроков планеты, пообещав им одну-единственную награду. Это азы азов, известные любому, кто хоть что-то знает о спорте. А ведь распределение призового фонда – не мелочь, а ключевая сюжетная деталь, на которой строится вся заключительная часть картины. С тем же успехом можно было снять фильм об Олимпийских играх, где вручают лишь золотые медали.
Показательно, что лента не только заканчивается нелепостью, но и начинается с нее. Если «Феррари» уже оплачен и оформлен на покупателя, то к чему тест-драйв? Садись и уезжай! И кто, интересно, дистанционно оформил документы, если директор автосалона уехал к любовнице, Костя играет в покер, а Давид проводит тест-драйв? А если бандит перевел деньги автосалону, то вернуть их проще простого. Зачем злодею давить на Костю, у которого явно нет «лишних» миллионов, если он может нажать на трусоватого директора салона и с гарантией получить свои деньги? А дальше пусть Костя с начальником разбираются, как оплачивать утопленную машину. Шерифа проблемы индейцев не волнуют!
Из этих примеров видно, что «Ставка» сочинена без всякого уважения к зрительскому интеллекту, что непростительно даже для фарсовой криминальной комедии. А так как в достоинства ленты можно записать лишь сцены Реввы и еще пару-тройку удачных фрагментов, то фильм не дотягивает даже до «тройки». Хотя здравое зерно в нем есть, и из него можно было бы взрастить удачную постановку, если бы авторы фильма работали не тяп-ляп, а с чувством и толком.
С 11 февраля в кино.