«Отверженные» /Fong juk/ (2006)
Гонконг, 2006
Режиссер: Джонни То
В ролях: Энтони Вонг Чау-Санг, Ник Чун, Лам Сюет, Фрэнсис Нг
Язык: русский, китайский
Субтитры: русские
«Кино без границ» / Торговая фирма «Никитин»
В «Отверженных» гонконгского режиссера Джонни То гангстеры, как полагается, носят темные очки, курят дорогие сигары и долго выясняют, сколько килограммов будет в тонне золота. Изумительный по красоте боевик, снятый словно в знак уважения многократно цитируемому Серджо Леоне.
Речь пойдет совсем не о Гюго и не о Париже, а о далеком и неспокойном Макао. Когда-то дружная бандитская бригада раскололась: парочке мафиози поручено во что бы то ни стало прикончить отошедшего от криминальной жизни подельника. Двое других намерены защитить старого товарища, а заодно его жену и грудного младенца, от наемников. У каждого своя цель и свой мотив, до которых нет дела полиции, занятой переделом собственности – в 1999 году Макао из португальской колонии превратилось в часть КНР.
Российскому зрителю Джонни То известен прежде всего по нашумевшей гангстерской саге «Выборы 2» /Hak se wui yi wo wai kwai/ (2006), представленной в 2005 году на Каннском кинофестивале, и где вообще не было ни одного выстрела. В «Отверженных» вся изюминка фильма строится на артистичных перестрелках, каждая из которых не похожа на предыдущую и снята в прямо противоположном ритме.
В интервью с автором на вопрос, осознанно ли в этот истерн включены мотивы из фильмов Серджо Леоне, последовал уклончивый ответ: «Вероятно, это просто часть меня». Однако сходства с создателем жанра спагетти-вестерна очевидны, и знатоки сумеют разглядеть в «Отверженных» отголоски «Однажды на Диком Западе» /C'era Una Volta Il West/ (1968).
«Мама Рома» /Mamma roma/ (1962)
Италия, 1962
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
В ролях: Анна Маньяни, Этторе Гарофало, Сильвана Корсини, Франко Читти
Язык: русский, итальянский
Субтитры: русские
«Другое кино»
Второй после «Аккаттоне!» /Accattone!/ (1961) фильм классика Пьера Паоло Пазолини «Мама Рома» представляет «Другое кино» в серии «Коллекция». В основе картины лежат впечатления самого режиссера, прибывшего в Рим из провинции и поразившегося не Колизею с Пантеоном, а безысходности жизни самых низов общества. Главную женскую роль сыграла Анна Маньяни.
Провинциальная проститутка по прозвищу «Мама Рома» хочет начать новую жизнь и, поднакопив денег, решает перебраться в Рим вместе со своим восемнадцатилетним сыном Этторе. Для немолодой женщины он – единственный смысл жизни. Торгуя на рынке с утра до ночи, она дает ему все то, чего в детстве была лишена сама: материнскую любовь, достойную работу и даже приличных друзей. Однако прошлое не отпускает семью. Вскоре на пороге дома объявляется старый знакомый сутенер, а Этторе скатывается до краж в городской больнице.
После нашумевшего дебюта, где Пазолини уже показал себя режиссером с собственным стилем и почерком, фильм «Мама Рома» произвел настоящий фурор и оказался в центре внимания. Что интересно, Пазолини ведет в нем открытую полемику с работой Росселлини «Рим – открытый город» /Roma citta aperta/ (1945), считающейся началом итальянского неореализма. На экране все те же нищие окраины и героиня Маньяни, но общее настроение ленты – беспросветное и обреченное.
«По высшей воле» /Om Gud vill/ (2006)
Швеция, 2006
Режиссер: Амир Камдин
В ролях: Амир Камдин, Нина Перссон,
Язык: русский, шведский
Субтитры: русские
«Кино без границ» / Торговая фирма «Никитин»
«По высшей воле» – полнометражный режиссерский (а заодно и актерский) дебют известного клипмейкера из Швеции Амира Камдина с солисткой группы The Cardigans, в главной роли. Тандем сочинил трогательную love story на фоне страшной жары, взглядов сердобольных шведов и взорванного «МакДональдса».
Стокгольм, 1975 год. Трудолюбивый парень Хуан, будучи эмигрантом из неизвестной страны, сводит концы с концами на двух работах. Со дня на день он ожидает приезда любимой супруги, как вдруг влюбляется в Юлю, обворожительную певицу из Финляндии – от духоты незнакомка падает в обморок рядом с ресторанчиком, где Хуан драит полы. Между молодыми людьми завязывается красивый платонический роман с ночными прогулками по городу и раскуриванием травки на газоне.
Разворачивается неспешное действие на фоне невинной Швеции середины 70-х с еще живым Улофом Пальме у руля власти, да и фильм получился если не семейным, то дружеским кооперативным предприятием вполне в шведском духе того времени. Главную роль исполнила непрофессионалка, зато давнишняя подруга режиссера Нина Перссон (тоже дебютантка в кино), а саундтрек, сыгранный White Stripes, написал ее муж Натан Ларсон. Ритмичное черно-белое видео похоже на большой артхаусный клип, общее любовное настроение отсылает к Вонгу Кар-Ваю, а образ Юли – к неоднозначным барышням из фильмов Антониони.