Занимательный исторический сериал об американских чернокожих рабах, которые готовят побег с плантации
Темнокожий раб с плантации в штате Джорджия, кузнец Ноа (Олдис Ходж), грезит о побеге. Однако когда он пытается воплотить мечту в жизнь, его ловят еще до того, как хозяева замечают, что Ноа сбежал. Наученный горьким опытом парень осознает, что в одиночку у него ничего не выйдет. Чтобы преодолеть сотни миль, отделяющие плантацию от «свободных штатов», Ноа должен, не привлекая внимания, собрать отряд из рабов, наделенных полезными для побега способностями. Тем временем выступающий за отмену рабовладения белый юрист Джон Хоукс (Марк Блукас) решает, что может помочь рабам не только как политический активист, но и как участник нелегальной «подземной дороги», переправляющей беглецов на Север.
Если для нас в России крепостное право – дела давно минувших дней, то для Америки отмененное полтора века назад рабовладение – тема все еще скользкая и политически и эмоционально нагруженная. Связано это со многими причинами, главная из которых состоит в том, что у потомков жителей южных штатов в буквальном смысле слова на лице написано, кто из их предков двести лет назад был рабом, а кто – рабовладельцем, надсмотрщиком или охотником за беглой «собственностью». Трудно забыть то, что каждый день смотрит на тебя из зеркала.
Понятно, бередить такие раны мало кто хочет, и потому фильмы и сериалы об американском рабовладении выходят редко. Точнее, «выходили редко», потому что в последние годы, после успеха «Джанго освобожденного» и «12 лет рабства», эта тема неожиданно выбралась на первый план. Новый сериал «Подземка», транслируемый кабельным каналом WGN America, – как раз попытка сыграть на популярности двух этих лент и предложить публике драматичное и остросюжетное шоу о стремлении рабов к свободе и о белых американцах, которые это стремление поддерживали или давили в зародыше.
Если бы у таких сериалов не было никакой политической подоплеки, то, наверно, авторы «Подземки» Джо Покаски («Сорвиголова», «Герои») и Миша Грин («Сыны анархии», «Спартак: Кровь и песок») могли бы полностью сосредоточиться на Ноа и его колоритных товарищах – от привлекательной горничной Розали до пламенного проповедника Мозеса – и оттеснить белых персонажей на второй и третий план, преимущественно в ряды злодеев. Кому интересна личная жизнь тюремщиков в шоу о побеге из заключения? Но так как важно было показать, что с рабовладением боролись не только черные, но и белые американцы, то «Подземка» рассказывает сразу три истории – о Ноа и компании, о Джоне Хоуксе и его жене, а также о белом фермере Огусте (Кристофер Мелони), который, кажется, играет на оба политических фронта.
В художественном отношении это промах – сериал определенно выиграл бы, если бы сфокусировался на тех, кто больше всего рискует и вызывает самое сильное сочувствие. Нелепо видеть, как «Подземка», мельком показав Ноа в начале пилотной серии, надолго отвлекается от рабов и толком представляет главного героя в тот момент, когда уже начинаешь подозревать, что шоу совсем не о нем. Кроме того, на плантации вполне достаточно персонажей и интриг, чтобы целиком заполнить все десять серий первого сезона шоу и не размазывать зрительское внимание. Но политика в данном случае важнее искусства, и если вы решите смотреть «Подземку», то вам придется терпеть заметное падение драматической температуры всякий раз, когда шоу отворачивается от Олдиса Ходжа из сериала «Грабь награбленное» (он же «Воздействие») и переключается на белых актеров. Правда, шоу пытается сделать все три линии интересными. Но совершенно ясно, кто в «Подземке» главный, а кто – политически необходимый.
Что касается прочих особенностей шоу, то стоит отметить более активную и изобретательную, чем обычно на ТВ, операторскую работу, а также нарочито анахроничный саундтрек. Так, начальная сцена озвучена песней Канье Уэста Black Skinhead. Это тоже, разумеется, политический жест, перебрасывающий мостик между испытаниями чернокожих рабов и переживаниями нынешних негров. Но мощная музыка есть мощная музыка, и та же Black Skinhead настолько на своем месте по драйву и настроению, что к ее месту в сериале не придраться.
Достаточно ли «Подземка» интригует, чтобы продолжить его смотреть после пилотной серии? Пожалуй, да, но не настолько, чтобы сделать его в России шоу для всех, а не для особенно заинтересованных в заокеанской истории. «Рабыня Изаура» с ее преимущественно любовными страстями была универсальнее.
Кроме того, из-за специфики роли и серьезности шоу Ходж толком не может задействовать свой комедийный талант, который был его главным оружием в «Грабь награбленное», а как драматический актер он не так силен и ярок, как комик. Зато его экранная партнерша Джёрни Смоллетт-Белл («Настоящая кровь») привлекательнее, чем Луселия Сантус из «Изауры», а играющий рабовладельца Рид Даймонд настолько убедителен в роли аристократичного мерзавца, что «Подземку» хочется смотреть ради одного того, чтобы узнать, накажет ли шоу мистера Мейсона за его грехи. А если накажет, то как больно. И, конечно, в плюс сериалу идет то, что это не очередной тривиальный ситком или полицейский детектив, а куда более амбициозный проект, да еще и с образовательной подоплекой. Так что если история и политика США вас увлекают, то вам стоит обратить внимание на «Подземку».