Вольная и не слишком увлекательная экранизация популярной французской детской книги о маленьком мальчике и большой собаке
Маленький сирота Себастьян (Феликс Боссюэ) живет с приемной семьей во французских Альпах, на границе со Швейцарией. Вторая мировая война в самом разгаре, и проводники из Сопротивления тайком переправляют за рубеж еврейских беженцев. Также в горах неспокойно из-за того, что по перевалу бродит «Зверюга» – большая белая собака, сбежавшая от злобного хозяина. Пастухи считают, что Зверюга режет ягнят, и мечтают от нее отделаться. Однажды Себастьян сталкивается со Зверюгой и понимает, что это ничуть не опасное, а просто настрадавшееся животное. Он дает собаке имя Белль, начинает ее подкармливать, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Тем временем охота на Зверюгу ужесточается, а немцы решают во что бы то ни стало поймать с поличным тех, кто помогает «унтерменшам».
Роман Сесиль Обри «Белль и Себастьян» – это классика современной французской детской литературы. Книга была впервые опубликована в 1965 году и тут же превращена в одноименный телесериал, который стал хитом как во Франции, так и в Британии. В дальнейшем было выпущено два телесиквела и японская рисованная телеэкранизация (в 1980-х японские аниматоры часто экранизировали западные книги), а в 2013 году появился кинофильм Николя Ванье. В этом году его выпустили в России, чтобы подготовить зрителей к скорому российскому релизу двух сиквелов, первый из которых вышел в 2015 году, а второй – в 2017-м. Очевидно, выпустить лишь самую свежую, прошлогоднюю ленту было бы нелепо.
В книге Обри и в телевизионных экранизациях действие развивается в мирное время и целиком вращается вокруг Себастьяна и Белль. Фильм Ванье перенес события в 1943 год и добавил в сюжет нацистов. Это должно было сделать картину драматичнее, но скорее ей помешало. По крайней мере с точки зрения российского зрителя. Для нас «немцы в городе» – столь сильный раздражающий фактор, что взрослый конфликт между французами и оккупантами затмевает борьбу Себастьяна за сохранение жизни Белль. Исходное повествование зиждется на любви зрителей и читателей к здоровенной, но очаровательной псине. Однако очень трудно сосредоточиться на этом чувстве, когда изо всех сил переживаешь за Себастьяна, его приемную семью и прочих французов, которые в любой момент могут стать жертвами нацистской злобы. И хотя немцы лишь изредка появляются в кадре и не свирепствуют (это все же детский фильм, а не взрослое военное кино), они отбрасывают очень длинную эмоциональную тень.
Впрочем, вероятно, это проблема взрослого, а не юного зрителя – картина явно не создавалась для тех, кто видел «Иди и смотри». Также нужно помнить, что во Франции немцы вели себя совсем не так жестко, как в СССР, и в «Белль и Себастьяне» это отлично видно.
Историческая атмосфера сказалась и на течении картины. «Белль и Себастьян» слишком старомодно вальяжна для нынешнего поколения ребят, и даже вроде бы напряженная кульминация не особенно динамична.
С другой стороны, фильм наполнен обаятельными или колоритными актерами, горные пейзажи захватывают дух, а замечательно снятые дикие и домашние животные порадуют любого ценителя природы. Кроме того, лента приучает ребят к доблести, героизму и заботе о ближних, будь то люди или неразумные создания. Так что это хоть и не особенно увлекательное, но «правильное» кино. Хотя нам все же представляется, что незачем было перекраивать классический оригинал и вписывать туда то, чего там никогда не было.
С 5 апреля в кино.