"Вам звонит Градива" -- последний фильм Алена Роб-Грийе, одного из идеологов французской "новой волны", в котором классик демонстрирует садо-мазо бордель, белых невольниц и разлучает тела и души.
Искусствовед Джон Лок (Джеймс Уилби), спец по восточному периоду в творчестве Делакруа, гоняет на мотоцикле по Маракешу, изнывая от зубной боли и непостижимой логики своей служанки-берберки (Дани Вериссимо), которая в него, похоже, влюблена. Решить все проблемы разом вызывается слепой нищий с рынка, работающий по совместительству таксистом. Он привозит англичанина к подпольному антиквару (Фарид Шопель) – владельцу чудесных зубных капель, смешанных по старинной рецептуре, альбома марокканских рисунков Делакруа, утерянного еще в девятнадцатом столетии, и, наконец, ВИП-салона в стиле мавританского садо-мазо, где творятся темные делишки. Выпив чудо-капель, искусствовед все оставшееся время фильма безнадежно мечется между реальностью, где на него вешают убийство, которого он не совершал, и наркотическим сном, где его преследует таинственная секс-рабыня с рисунков изучаемого им француза, явно посещавшего в Маракеше тот же ВИП-бордель. Зовут видение – Градива (Ариэль Домбаль).
Сразу определимся с терминами: действие хоть и происходит в наше время, но Градива англичанину, конечно же, не звонит. Она его зовет. В основу фильма положен роман Вильгельма Енсена, знаменитого прежде всего тем, что его самым благодарным читателем оказался Зигмунд Фрейд, который настрочил на немца подробный комментарий, вошедший в золотой фонд психоанализа. Только героя-археолога Роб-Грийе заменил на искусствоведа, Помпеи – на Маракеш, а барельеф древней римской женщины Градивы, преследующий вечным зовом мужчин – на эротическую модель Делакруа.
Похоже, ВИП-бордель "Золотой треугольник", где обнаженные африканки обрабатывают белых невольниц плетками, а невольницы возбуждающе кричат и с радостью демонстрируют озадаченному искусствоведу лобок со следами пыток, стал той главной завлекалочкой, которая сподвигла прокатчиков привезти фильм в Россию и показать его на большом экране. Однако смотреть "Градиву" нужно не ради "Треугольника", в котором действительно есть на что полюбоваться, а ради Алена Роб-Грийе – писателя, режиссера, формалиста, крестного отца французского "нового роман" и одного из идеологов "новой волны". Это последняя его картина: классик, успев показать ее на Венецианском фестивале, скончался несколько месяцев назад в возрасте 86 лет. Как будто зная, что этот фильм окажется в фильмографии последним, он решил проставить "Градивой" скобку, закрывающую его сорокалетнюю деятельность в кино. О ней в последнее время как-то забывали: лучшие свои фильмы Роб-Грие сделал в 60-е, и "Градива" с ее формально-экспериментальными изысками вышла прямиком из той эпохи. И рассчитана во многом на тех, кто считает лучшим ее фильмом "Прошлый год в Мариенбаде" /L'Annee derniere a Marienbad/ (1961), сценарий которого Роб-Грийе сочинил.
Вот и все фирменные приметы этой фильмографии здесь присутствуют. В том числе – бывшие порно-звезды, с которыми всегда любил сотрудничать Роб-Грийе. Еще в
"Градива", однако, отсылает к еще более раннему опыту Роб-Грийе – к