Остроумный супергеройский комедийный боевик о Человеке-пауке, который провалил романтическую линию и недотянул боевой финал
После событий фильма «Первый Мститель: Противостояние» Питер Паркер (Том Холланд) возвращается в родной Нью-Йорк. Он надеется, что станет полноправным Мстителем, но Тони Старк (Роберт Дауни-младший) не хочет, чтобы 15-летний парень рисковал жизнью и дрался с опасными злодеями. Он настаивает, что Питер должен геройствовать по мелочи. Но Человек-паук верит, что готов на большее, чем перевод бабушек через улицу. Поэтому он расследует преступления инженера Эдриана Тумса (Майкл Китон), который вместе со своей бандой ворует инопланетные артефакты и превращает их в новаторское оружие для нью-йоркских бандитов. Свои кражи Тумс совершает с помощью боевого костюма, который позволяет ему летать. Поэтому он получает кличку Стервятник.
Когда в прошлом году мы увидели Тома Холланда в роли Человека-паука в «Первом Мстителе: Противостояние», мы были изрядно напуганы. Молодой британец показался нам недостаточно харизматичным для изображения супергероя, ранее сыгранного Тоби Магуайром и Эндрю Гарфилдом. К счастью, наши страхи оказались беспочвенными. Теперь, когда мы увидели «сольную» картину Холланда, мы поняли, что Человек-паук в «Возвращении домой» как раз такой, каким он должен быть. Просто это существенно иной Человек-паук, чем герой «Человека-паука» Сэма Рейми и «Нового Человека-паука» Марка Уэбба.
В чем разница? В том, что прежде Питер Паркер был единственным супергероем в кадре. На его плечах держался весь экранный мир, и эти плечи должны были быть достаточно широкими – конечно, фигурально выражаясь. Напротив, «Возвращение домой» вписывает Человека-паука в марвеловскую киновселенную, где стадами бродят взрослые и более мощные «суперы», чем Питер Паркер. И это дает парню сюжетное право быть не супергероем, а суперстажером – наивным и восторженным мальчишкой, который смотрит на старших товарищей снизу вверх, регулярно «лажает» и противостоит уличным преступникам, а не злодеям планетарного размаха.
Это не тот «супер-Питер», к которому мы привыкли, но это тот Питер, который может жить и геройствовать в одной вселенной с Железным Человеком, Капитаном Америка и прочими старожилами киномира Marvel, не заслоняя их, как это бывает в комиксах, где Человек-паук считается самым популярным персонажем. Кроме того, это более человечный и более близкий юным зрителям герой, у которого больше общего с Дейвом из фильма «Пипец», чем с Тони Старком.
Хотя картина не рассказывает, как Питер стал Человеком-пауком, и не показывает его первые геройские шаги (и слава богу – эта тема раскрыта и закрыта прежними лентами!), она рисует парня еще только осваивающим свои способности и возможности своего костюма, подаренного Старком. У супернаряда есть искусственный интеллект и запредельное количество опций, но Питер о большинстве из них впервые слышит по ходу действия, что превращает его геройствование в постоянное и зачастую уморительное сражение с самим собой и с «доспехами». Вообще, «Возвращение домой» – это на две трети фарсовая комедия, где то Питер попадает впросак, то жару поддает его пухлый лучший друг Нед (Джекоб Баталон), который еще больший восторженный «ботаник», чем Питер. Нед рано узнает тайну Человека-паука, и он пару раз помогает другу как хакер, но в основном картина использует его как клоуна, в классическом стиле Голливуда 1980-х, где упитанность всегда отождествлялась с комичностью.
Есть в фильме и другие забавные персонажи, включая одноклассницу Питера по имени Мишель, которую сыграла звезда диснеевского детского ситкома «Кей Си. Под прикрытием» Зендая. Однако у Зендаи такая маленькая роль, что непонятно, зачем вообще было тратить время и экранное место на Мишель. Неужели только для того, чтобы написать, что в фильме снималась популярная старлетка, и привлечь в кино ее поклонниц? Откровенно говоря, если диснеевцам хотелось как следует задействовать Зендаю, то им надо было передать Мишель сюжетную функцию Неда. Это сделало бы картину одновременно более политкорректной, более сексапильной и более оригинальной, поскольку в кино нечасто можно увидеть парня и девушку, которые просто дружат. Правда, юмора в фильме от этого стало бы меньше, поскольку сейчас у Баталона свои приколы, а у Зендаи – свои (Мишель не комична, а саркастична). Если в этом была главная задача, то Marvel все сделала правильно.
Поскольку Питер постоянно занят лажанием, Недом и борьбой с преступниками, то времени на роман с темнокожей красоткой Лиз (Лора Харрьер) у него почти не остается. И это хорошо, потому что романтическая искра между Холландом и Харрьер не проскакивает, Лиз как героиня ничем не примечательна, а Харрьер в плане харизмы смешно сравнивать с Кирстен Данст и Эммой Стоун. Похоже, что Лиз ввели в фильм лишь для того, чтобы наделить Питера главной проблемой персонажей его возраста – страхом признаться в своей влюбленности.
В отличие от романтики, экшена в фильме более чем достаточно, и он вполне убедителен, эффектен и зажигателен. «Возвращение» промахивается только в самом конце, где финальный бой со Стервятником заканчивается раньше, чем стоило бы, и протекает не так драматично, как хотелось бы. Жаль, потому что до этого момента фильм делает все, чтобы превратить Тумса в одного из лучших на сегодняшний день экранных противников Человека-паука. Это не тривиальный психопат и не безликий бюрократ, а человек со здравым умом, лидерской статью, своей жесткой жизненной правдой и готовностью сделать все, чтобы обеспечить семью и подчиненных (Тумс прежде был инженером-прорабом с командой рабочих). Кульминационные сюжетные откровения по поводу Тумса могли бы сделать его противостояние с Питером подлинно трагичным, но фильм не забивает уже выставленный пенальти и сводит концовку к короткой драке в воздухе. Смотрится она неплохо, но все равно разочаровывает, поскольку ее легко было бы сделать куда более мощной, причем без больших затрат. К Китону никаких претензий – бывший Бэтмен и Бердмэн превосходен. А вот шесть сценаристов промахнулись.
Что касается Дауни-младшего, то он много времени на экране не проводит и хлеб у Холланда не отбирает. Но при каждом его появлении в кадре становится ясно, кто в киномире Marvel самая яркая звезда. Циклу придется туго, когда Дауни его покинет, что может случиться уже достаточно скоро…
«Возвращению домой» хочется поставить высокую оценку, но разочаровывающий финал, слабая романтическая линия и чрезмерная комедийность (все-таки это «Человек-паук», а не «Очень страшное кино» и даже не «Балбесы») не дают этого сделать. Начинающий режиссер Джон Уоттс убедительно дебютировал в блокбастерном кино, но не на высшем жанровом уровне.
С 6 июля в кино.