Фильм открытия смотра, воскрешающий веру в доброту незнакомцев.
1985 год, в небольшом ирландском городе живет Билл (Киллиан Мерфи). У него есть жена, пять дочерей и бизнес по доставке угля, он не сторонится тяжелой работы: сам развозит заказы и упаковывает товар по мешкам. Фурлонги пусть и живут небогато, но дом опрятный и все сыты, хотя мяса в похлебках почти нет. Страну так сильно разъедает гражданская война, что беспризорные дети в грязных переулках ищут еду. Близится Рождество, денег может не хватить на подарки и достойное празднование, но Билл и так приезжает домой только к ужину, чтобы хоть сколько-нибудь времени провести с родными. Во время одной из доставок в женский монастырь он видит, что монахини насильно тащат какую-то девушку в храм. Это событие не дает ему покоя: Билл поздней ночью тихо выбирается из кровати, садится перед окном в кресло и вспоминает детство, полное тайн.
Бельгийский режиссер Тим Милантс известен большей части мира по хитовому сериалу «Острые козырьки», где главную роль также сыграл Киллиан Мерфи. Новый совместный проект кинематографистов — тихая и интимная мелодрама «Такие мелочи», где бедные люди находят в себе силы жить дальше. Положение семьи Билла понятно по паре кадров: они, в отличие от многих, имеют заработок, не голодают и не страдают от холода, но осознают, что в любой момент бизнесу может прийти конец. Базовые потребности, в которых нуждается человек (тепло и еда), в «Таких мелочах» — привилегия.
Тему бедности и классового дисбаланса лучше всего из современников раскрыл классик Кен Лоуч, снимающий кино о рабочем, низшем классе, выживающем в борьбе с ревущим капитализмом. Еще в картине 1969 года «Кес» режиссер показал, как у детей бедняков нет шансов вырваться из нищеты, как система обрекает их на низкооплачиваемую работу. С тех пор, судя по кино Лоуча, ситуация не особо изменилась. В «Таких мелочах» Билл — сын матери-одиночки Сары (Агнес О’Кейси), работавшей у зажиточной миссис Уилсон (Мишель Фэйрли) служанкой ради ночлега и еды. Много лет назад на Рождество госпожа подарила ему обычную грелку — мальчик обиделся и выбежал на улицу, сам не понимая причин своих действий. Яркая сцена отлично отражает, насколько глубок провал между классами: богатая женщина дарит ребенку грелку, чтобы он не замерз в ночи, пока ей, скорее всего, каждый день углем греют кровать.
Кроме социальной проблематики режиссер Тим Милантс раскрывает и линию семейную. Мать Билла умерла, когда ему было примерно десять лет, личность отца точно не известна: возможно, им был тот самый работник миссис Уилсон Нед (Марк МакКенна), с которым мать крепко обнималась. Он хорошо помнит страдания мамы, образ одинокой, выброшенной обществом женщины, а потому решает узнать, что происходит в церкви. Оказывается, что забеременевших вне брака девушек отправляют в монастырь, в так называемые приюты Магдалины: будущих матерей держали в ужасных условиях, провоцируя выкидыши. Антиклерикальная тема в «Таких мелочах» нужна для противопоставления реальной семьи и семьи религиозной (церкви), где, с одной стороны, взаимопонимание и поддержка, а с другой — приказы, пытки и манипуляции.
При этом надо сказать, что не все семьи в фильме счастливы, на одной из дорог Билл встречает мальчика, который тащит на себе сухие ветки из леса. Его отец — алкоголик, денег у родителей совсем нет, поэтому Билл дает ребенку мелочь из кармана (за что потом слышит упреки от жены). Этот жест равного, дарение от бедняка бедняку, взаимопонимание людей в беде — основная мелодия картины, звучащая в грязно-серых стенах улиц, черных от угля руках, уставших глазах и тусклых желтых фонарях. Если мелодраматизм и патетика картин Лоуча, его закрученные в водоворот отчаяния сюжеты громко заявляют о проблемах общества и критикуют политику Великобритании с лейбористской точки зрения, то фильм Тима Милантса «Такие мелочи» больше сосредоточен на чувстве солидарности. Билл видит в заточенных церковью девушках свою мать и понимает, как тяжело будет детям, родившимся вне брака, — он был одним из таких, чье пальто, бывало, оплевывали одноклассники. Спрятанные рифмы и сюжетные переплетения «Таких мелочей» завораживают, позволяют прочувствовать кино на глубоком уровне и увидеть в незнакомце Билле хрупкого, как уголек, человека, старающегося передать тепло другим людям, хотя он сам вот-вот превратится в пепел.