Трагикомичный триллер о криминальном бухгалтере-убийце испорчен «сырым» сценарием, который нуждался в глубокой редактуре
Аутичный бухгалтер-аудитор Кристиан Вольф (Бен Аффлек) работает на крупнейшие криминальные организации планеты. Он ищет нестыковки в их «черной» отчетности и выявляет тех, кто ворует у боссов. Также он иногда убивает людей, потому что его отец-военный превратил Кристиана в «машину смерти», дабы странноватый парень смог выжить в безжалостном мире. Когда власти начинают интересоваться Вольфом, бухгалтер предлагает свои услуги обычному, некриминальному бизнесу. Но как только он находит многомиллионные прорехи в отчетах крупной технологической компании, киллеры пытаются убить всех, кто видел выкладки Вольфа. Среди «заказанных» оказываются как финансовые руководители бизнеса, так и сам аудитор и молодая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик), которая первой заметила утечку средств. Вольфу и Дане приходится спасаться бегством.
Если верить Голливуду, все высокофункциональные аутисты выбирают между двумя профессиями. Они либо занимаются чем-то математическим (физика, программирование, бухгалтерия), либо становятся наемными убийцами. Конечно, это полная ерунда, но своя логика в этом есть. Если вы воспринимаете аутичных людей как ходячие компьютеры, то вы, вполне естественно, представляете их либо калькуляторами, либо терминаторами. Либо, как в случае героя «Расплаты», терминатором и калькулятором в одном лице. Сегодня он проверит ваши налоги, а завтра вышибет вам мозги!
Идея эта, в принципе, богатая, благо что эксцентричный бухгалтер-убийца со строгим моральным кодексом отлично вписывается в модные нынче комиксные и комиксоподобные миры. «Расплата» – оригинальная картина, но не было бы ничего удивительного, если бы сценарий Билла Дюбюка опирался на средней руки комиксный цикл и если бы у Вольфа было супергеройское прозвище. Связь с комиксным миром подчеркивается приглашением на главную роль Бена Аффлека, которого мы недавно видели в роли Бэтмена, тоже замкнутого и одаренного костолома.
К сожалению, Дюбюк и режиссер картины Гэвин О’Коннор неудачно раскрыли заявленную тему. В отличие от спартанского дома главного героя, где все сугубо функционально и где нет ничего лишнего, «Расплата» безбожно захламлена ненужными сценами и персонажами. Картина идет более двух часов, и она тратит больше половины времени на подробный рассказ о прошлом Вольфа и на сцены с агентами казначейства, расследующими его «подвиги». Однако ни в том, ни в другом нет необходимости.
Детство Кристиана можно и нужно было наметить несколькими широкими и выразительными мазками, а представителей властей стоило либо вычеркнуть из фильма, либо, наоборот, глубже внедрить в суть повествования. Потому что к концу картины обнаруживается, что персонажи Дж. К. Симмонса и Синтии Аддай-Робинсон нужны лишь для развернутого объяснения, как Вольф стал криминальным бухгалтером и как он начал убивать. Аддай-Робинсон на протяжении ленты вовсе не контактирует с Аффлеком, а у Симмонса и Аффлека всего одна совместная сцена, причем во флешбэке. А ведь это не эпизодические, а главные герои!
Проблема даже не в том, что Симмонс, Аддай-Робинсон и К0 превращают триллер в дотошное занудство. В конце концов Симмонс – харизматичный лауреат «Оскара», и за его игрой интересно наблюдать, даже когда он читает телефонную книгу. Чем актер, в сущности, и занимается в фильме. Беда «Расплаты» в том, что лишние сцены и герои отъедают время от самого интересного – от совместных эпизодов Кристиана и Даны и от фрагментов, в которых Вольф демонстрирует боевые навыки. Это простой художественный принцип: «Супергерой интереснее всего, когда он показывает себя героем и когда он показывает себя человеком».
Вспомните, как устроен великолепный «Леон» Люка Бессона, схожий по сути с «Расплатой». Разве он описывает историю тренировок Леона? Разве он рассказывает в подробностях о жизни киллера до переезда в Америку? Разве он изображает честных полицейских, по крупицам разгадывающих тайны Леона, которые и так известны зрителям в зале? Нет, нет и еще раз нет. Он показывает Леона в бою, он показывает Леона с Матильдой, и он расписывает преступления Стэнсфилда, чтобы героям было с кем сражаться. Вот как надо строить сценарии! В «Расплате» же так мало совместных сцен Аффлека и Кендрик, будто они друг друга ненавидят и не могут долго находиться вместе. Хотя это лучшее, что есть в фильме, потому что очень занимательно и смешно наблюдать, как два обаятельных, но неуклюжих в общении человека (Дана не просто так стала бухгалтером!) пытаются подобрать друг к другу ключики. Кроме того, главный герой раскрывается в этих сценах с той стороны, которую не видно, когда он перебирает бумажки или пробивает головы.
В результате подобных нелепых решений, принятых сценаристом и режиссером, «Расплата» смотрится как куча песка, в которой поблескивают бриллианты. Отличные романтико-комедийные сцены Кристиана и Даны, убедительное изображение аутизма и простые, но эффектные боевые фрагменты тонут среди нудных, лишних и просто абсурдных эпизодов. А кульминационный сюжетный поворот (тоже, кстати, лишний) отработан так ужасно, что хочется в гневе выйти из зала. Мы уж не говорим о том, что лента мнит себя социальной рекламой, призывающей не списывать аутистов со счетов, и что она включает длинные монологи по этому поводу. Если хочется всерьез поговорить, на что способны высокофункциональные аутисты, то надо рассказывать реалистичные, а не комиксообразные истории.
С 27 октября в кино.