Удачный сиквел «Рокки», которому, однако, далеко до классической картины, с которой начался цикл
После смерти матери незаконнорожденный сын бывшего чемпиона мира по боксу Аполло Крида Адонис Джонсон попадает в сиротский приют, а затем – в тюрьму для несовершеннолетних. Его вытаскивает оттуда вдова Крида, которая усыновляет парня и дает ему достойное образование. Но, хотя Донни (Майкл Б. Джордан) находит работу в финансовой компании и продвигается по службе, его тянет к отцовской профессии. Когда зов бокса становится неудержимым, Адонис отказывается от своей успешной жизни в Лос-Анджелесе и переезжает в Филадельфию в надежде стать протеже ближайшего отцовского друга, бывшего чемпиона Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне).
Редкий случай в практике наших кинопрокатчиков – российское название картины лучше передает ее содержание, чем изначальное заглавие фильма. В то время как в Америке лента Райана Куглера («Станция “Фрутвейл”») именуется просто «Крид», наши прокатчики вставили в заглавие имя Рокки. Пожалуй, им стоило пойти еще дальше и озаглавить фильм «Рокки 7: Крид». Это было бы честнее по отношению к зрителям, поскольку претензии Куглера на то, что его лента посвящена исключительно Адонису Криду, совершенно необоснованны. Прежде всего «Крид» продолжает историю самого знаменитого экранного боксера, а не открывает новую страницу боксерского кино.
Обосновать такое мнение несложно – Крид-младший (он пользуется материнской фамилией Джонсон, но ближе к концу фильма принимает отцовское имя) вызывает лишь толику той симпатии, которую вот уже сорок лет вызывает Рокки Бальбоа. Мы помним, как в «Рокки» 1976 года боксер признавался, что бьется на ринге на крошечные гонорары, потому что не может найти лучшую честную работу. Помним мы и то, что Рокки нужно было месяцами «окучивать» его возлюбленную Эдриан, прежде чем она согласилась сходить с ним на свидание. Да и то это случилось под нажимом ее брата. Несмотря на свои внушительные мускулы, герой молодого Сталлоне был неудачником, который пытался выжить в трудные времена в нищем квартале Филадельфии. И зрители всего мира могли узнать свои жизненные испытания в том, что на экране переживал Рокки. Поэтому публика искренне болела за него и в финальной схватке «Рокки», и в последующих лентах, где Бальбоа то сражался за чемпионский титул, то просто отстаивал свое профессиональное и человеческое достоинство.
А что же Донни? У Крида все на мази. Особняк в Лос-Анджелесе, любящая приемная мать, роскошная машина, престижная работа. И даже когда парень от всего этого, кроме матери, отказывается, ему достаточно постучать в дверь к привлекательной девушке и пригласить ее на свидание, чтобы та почти сразу же согласилась. Донни не «лузер», Донни – прирожденный «виннер». И он занимается боксом не потому, что не может иначе заплатить за квартиру, а потому, что хочет добавить еще один титул в перечень своих достижений. Да, у него есть и более веские, идущие из детства психологические причины для выхода на ринг под именем Крид. Но это проблемы, которые состоятельные американцы вроде Донни решают не в спорте, а в кабинете психотерапевта. В отличие от Рокки, Криду нет нужды уходить в профессионалы и отнимать хлеб у тех, для кого бокс – единственный шанс в жизни. Но, конечно, он слишком эгоистичен, чтобы мыслить так широко. И хотя мы видим, что он может заботиться о других (в частности, о престарелом Рокки), мы также осознаем, что себя он всегда ставит на первое место. Это, мягко говоря, не самая привлекательная черта в главном герое. Особенно когда в кадре рядом с ним куда более чистый душой персонаж.
Сталлоне уже получил несколько призов за изображение Рокки в этом фильме, и его награды вполне заслужены. История Рокки интереснее, чем история Крида, потому что это история пожилого человека, который в начале фильма думает, что ему остается лишь дожить до смерти и встретиться в загробном мире с любимой женой. Но появление нового протеже вытаскивает Рокки из его благостной депрессии, и зрители видят, как этот пожилой человек вновь обретает смысл жизни – не потому, что чего-то добивается сам, а потому, что начинает жить ради другого. Фактически он становится приемным отцом для сына своего покойного друга. И это более вдохновляющий поворот событий, чем сюжетный кульбит Крида-младшего. Плюс наблюдать за Сталлоне в образе Рокки одно удовольствие, поскольку отсутствие необходимости быть формальным главным героем раскрепостило актера и позволило ему сыграть яркую роль на стыке самоуничижительного юмора и искреннего пафоса.
Есть у «Крида» и другие достоинства – удачно поставленные и снятые сцены на ринге, многочисленные отсылки к прошлым лентам о Рокки, точно подмеченные нюансы современных романтических отношений (в данном случае – между Донни и его девушкой), отдельные нежные и трогательные моменты… Пожалуй, это лучший из всех сиквелов «Рокки». Но чем больше фильм пытается представить Крида-младшего новым Рокки из самого первого фильма, тем яснее становится, что до этого персонажа герою Майкла Б. Джордана как до Луны. Несмотря на всю харизму чернокожего актера.
С 14 января в кино.