Конец света в обществе Стива Кэрелла и Киры Найтли
Какой бы вариант вы ни выбрали: (а) буду рядом с теми, кого люблю; (б) отправлюсь в бесконечную погоню за удовольствиями; (в) осуществлю пять самых заветных желаний; (г) переставлю все DVD в коллекции по алфавиту (от "Аватара" до "Я, робот") – вопрос, как бы вы провели последние и самые важные дни своей жизни, если бы знали, что мир вот-вот перестанет существовать, предполагает множество философских, драматических, эмоциональных, полных черного юмора ответов. Дебютная лента Лорэн Скафариа повествует о том, как два не слишком похожих человека пытаются понять, что им делать перед лицом глобальной катастрофы. Это кино – замечательный и профессиональный ответ независимого режиссера на картины конца 90-х о борьбе с падающими астероидами. Скафариа стала известна как автор сценария по мотивам романа «Будь моим парнем на пять минут» для прекрасного фильма 2008 года, с которым ее режиссерский дебют роднит многое: герои постепенно узнают друг друга, их отношения определяют доброта, своеобразный юмор и изменчивый саундтрек (от The Beach Boys до Wang Chung, от PM Dawn до Скотта Уокера). Теперь ко всему этому добавлен подступающий апокалипсис.
Возможно, это не лучшая сцена, которой может начаться комедия, но "Ищу друга на конец света" стартует там, где завершается второй акт "Столкновения с бездной": пытаясь уничтожить астероид "Матильда" в 112 километров в обхвате, шатл "Деливерэнс" терпит фиаско, и нехилый космический булыжник несется к Земле, чтобы расплющить ее через три недели. Сильное и экономно снятое начало отлично конспектирует разнообразные реакции, как личные, так и те, что направлены на публику (следящий за ситуацией на дорогах репортер машет рукой в камеру: "Боб, нам трындец!"). Разминка приправлена мрачным юмором и демонстрирует искренний шок, в который действительно веришь.
Но как только беспорядки сталкивают Доджа (Стив Карелл) и Пенни (Кира Найтли), мы попадаем в эпизодическое и кажущееся знакомым роуд-муви. В каждом новом эпизоде неправдоподобная пара натыкается на различных чудаков, из которых выделяются умирающий водитель грузовика (Уильям Петерсен), нанявший киллера, чтобы тот избавил его от страданий, и полоумный экс-бойфренд Пенни (Дерек Люк), строящий титановый бункер, чтобы руководить из него новым мировым порядком. Тут есть над чем посмеяться – взять хоть безумца с плакатом "Конец близок", вдруг оказавшегося правым, – но растущее чувство товарищества Доджа и Пенни куда интереснее всего остального.
Один из лучших комедийных актеров Америки и прекрасная англичанка в независимом кино? Первое, что приходит на ум – это пара Керри-Уинслет в «Вечном сиянии чистого разума». Кареллу не впервой изображать славных неудачников, однако тут он играет куда тоньше, чем обычно (присмотритесь к первой сцене, в которой оставленный женой Додж слушает песню "Wouldn't It Be Nice"). Как и многие до него, герой Карелла перед смертью ощущает себя более живым, чем за все 50 лет жизни, но актер обходит стороной клише и сантименты. Что до Пенни, она кажется такой же придурковатой британской феей и девушкой мечты, как и Клементина в исполнении Уинслет. Пенни курит косяки, может проспать все на свете и в одной из лучших сцен фильма горюет по утраченным радостям винила. Кира Найтли не обладает комическим даром, скажем, Фрэнсис Макдормэнд, но время от времени ее игра вызывает приступы смеха ("Я не буду ничего красть, если ты меня не убьешь"), а когда Пенни тихо говорит с родными по телефону, актриса попадает в свою стихию.
Как режиссер Лорэн Скафариа не делает ничего революционного, и это к лучшему для героев, чьи дружба и горести оказываются в центре внимания. По мере того, как приближается трагическая развязка, Скафариа, не пытаясь отвлечь зрителя от неизбежного, находит некое равновесие. Да, мира, каким мы его знали, больше не будет. Но вы будете счастливы.
Намеренно человечное отступление от супергеройского канона.
Возможно, фильм не столь смешон или трогателен, как можно было бы надеяться, однако в дни, когда все хуже некуда, Карелл и Найтли – это хорошая компания.