"Стрелок", в меру актуальный боевик о заговоре в высших эшелонах американской власти, возвращает нас в стихию старого и доброго голливудского насилия. В мир отставных спецназовцев и последних бойскаутов, неполиткорректных нигилистов с поствьетнамским синдромом, черных вертолетов и вороненых стволов. Нежность, с которой Антуан Фукуа ощупывает знакомую с 80-х фактуру, ощущается кожей и позвоночником.
Вышедший на пенсию сверхсекретный снайпер морской пехоты Боб Ли Сваггер (Марк Уолберг) сменил имя, уехал в горы, отрастил бороду и научил собаку приносить пиво прямо из холодильника. В общем, жил – не тужил, пока в его хижину не постучались двое в штатском и не попросили помочь спасти президента США от неминуемого покушения. Сваггер, немного скривившись, согласился из подчеркнуто гуманистических соображений и отправился в большой город просчитывать возможные сценарии убийства главы государства. О чем вскоре сильно пожалел – спасать ему пришлось не президента, а свое честное имя и жизнь от тех самых хитро подставивших его товарищей в штатском.
И пока что промахивается. Проблема "Стрелка" в том, что он, как и его герой, не склонен к шквальному огню. Отдавая должное боевым сценам, Фукуа хочет еще и поразмышлять – о кризисе американской системы, политической, общественной, просто системы ценностей. Длинное снайперское имя Боб Ли Сваггер явно намекает на другого человека с ружьем – Ли Харви Освальда, убийцу президента Кеннеди. С помощью аллюзий и намеков Фукуа пробует разобраться в современном состоянии дел в американской демократии. Но слово "шутер" – как жанр и как название – предполагает прежде всего действие, а его тут явно не хватает.
Из шести романов, написанных кинокритиком "Вашингтон Пост" Стивеном Хантером о доблестном Сваггере, Фукуа экранизировал лишь первый. Если позволят кассовые сборы, из фильма в дальнейшем может вырасти вполне увлекательная франшиза о беготне с винтовкой – ведь биатлон любят смотреть почти все. Нужно только правильно распорядиться выводом, сделанным в финале. А он вполне конкретен: правды не найдешь, слабых обижают, во всем виноваты нефть и жадность, а лучшие друзья человека – это качественная оптика, датчик скорости ветра и хороший ствол.
Все так, но настаивать на этом из фильма в фильм не стоило бы – иначе хороший честный парень Сваггер рискует превратиться в перешедшую к тактике прямого действия Новодворскую.