После "Хранителей" Зака Снайдера комиксы уже не будут прежними -- тот, кого после "300 спартанцев" держали за талантливого Бивиса, неожиданно снял грандиозный фильм.
"Вы не поняли! Это не меня с вами заперли, а вас со мной!", – так мог бы заорать Ницше сумасшедшим веймарской психушки, где умирал в 1900 году, да и всему миру. Так кричит Роршах – супергерой, психопат и преступник – уголовникам в тюрьме и всему миру. Разница в том, что Ницше, уже написавший к тому времени свои книги о сверхчеловеке и разбитый ударом, уже не мог кричать. Роршах, сверхчеловек, чье предназначение – наносить удары, найдет пару слов и в самом конце.
1985, каким он мог быть. Ричард Никсон избран на пятый срок, супергерои, защищавшие закон и порядок, поставлены вне закона, США и СССР стоят на пороге атомной войны. Доктор Манхэттен, в результате несчастного случая в лаборатории превратившийся в практически всемогущее существо, работает на правительство. "Бог существует и он – американец". Другой Хранитель, по прозвищу "Самый Умный Человек на Земле", занят своей бизнес-империей, прочие расползлись по щелям и лишь Роршах, чье лицо – грязная тряпка с плывущими по ней пятнами, не хочет остановиться. Убит один из Хранителей – жестокий Комедиант, садист и безжалостная сволочь. Роршах начинает свое расследование смерти Комедианта, которое положит конец миру, как люди его знают в этой вселенной.
Сочинивший «Хранителей» /Watchmen/ (2009) Алан Мур [III] к Голливуду относился всегда равнодушно, хотя по его комиксам уже поставили «Из ада» /From Hell/ (2001) и «V значит вендетта» /V for Vendetta/ (2005). Мур всегда отказывался принимать участие в постановках, и Голливуд оправдывал его худшие ожидания – про "Вендетту" он высказался в том смысле, что ключевыми словами тут являются "фашизм" и "анархизм" и ни одно из них в фильме не произнесено. Понятно, что с человеком, который в качестве своих вдохновителей называет Уильяма Берроуза, Пинчона и Клайва Баркера, договориться трудно. А с таким, который снимает свое имя с титров успешных картин и отдает прибыль соавтору по комиксу Дейву Гиббонсу – тем более. "Хранителей" Мур твердо считал неэкранизируемыми, о чем заявлял и Терри Гилльяму и Даррену Аронофски, которые в разное время брались за проект. С Заком Снайдером он просто отказался разговаривать.
И зря. Снайдер, которого после «300 спартанцев» /300/ (2006) держали за талантливого Бивиса, сделал без преувеличения великое кино – начав рвать со своим прошлым в «Городе грехов» /Sin City/ (2005) и «Темном рыцаре» /Dark Knight, The/ (2008), после "Хранителей" жанр кинокомикса уже точно не будет прежним. И дело тут не в костоломной ярости фильма или грандиозности размаха – хотя если вы видели светящегося обнаженного великана, шагающего черед джунгли, мановением руки убивающего вьетконговцев, или Марс, где Манхэттен укрылся от людей, то вряд ли забудете. И даже не в умной постановке Снайдера, тасующего выдуманную вселенную как колоду карт, от чего она становится более настоящей, чем эта – хотя на титрах "Хранителей" происходит больше, чем в ином фильме за полтора часа.
Дело в том, что комикс больше не спрашивает разрешения – быть умным, жестоким, отчаянным, страстным, а берет свое там, где увидит свое. "Хранители" говорят о трех вещах – о человеческом, человечности и человечестве. Супергерои здесь не обладают сверхсопособностями, точнее их сверхспособность – это решимость и последние вопросы, которые для них как паутина для Человека-паука, а отчасти – лестница Иакова (для кого – на небо, для кого – в ад). Бог здесь – равнодушный Манхэттен, которому так же глупо молиться, как адронному коллайдеру.
А человек? Вслед за сумасшедшим немцем Алан Мур, а за ним и Снайдер, полагают, что говорить тут не о чем, пока человек не откроет в себе то, для чего был рожден. Супергероя.