Все профессии важны, все профессии нужны, и щука рыщет, чтобы карась не дремал -- именно эти банальности лежат в основе "Медвежатника" Фрэнка Оза, однако недаром Оз -- крупный комедиограф ("Маленький магазинчик ужасов", "Отпетые мошенники", "Вход и выход"). Впервые в жизни взявшись за детектив, он с большим юмором подошел к философии жанра и упомянутые общественно-полезные банальности высказал на примере антиобщественных элементов.
Щуками оказались профессиональные воры, затеявшие очередное ограбление века. Старый Макс – барыга, средних лет Ник – "в законе", начинающий Брайан – "на подхвате". Приспичило им взять на монреальской таможне скипетр первой жены Людовика XIV. Юмор в том, что грабеж - это больше не нарушение существующего порядка, а необходимое условие его поддержания, экзамен на профпригодность всех, кого оно коснулось. Чтобы совершенствовать компьютеры, охранные системы, режим работы сотрудников, кадровую политику и массу других элементов порядка, нужен постоянный стимул в виде таких грабительских экзаменов, "деловых игр". И чем профессиональней честный вор, тем выше уровень цивилизации.
С другой стороны, налицо 1002-я история мирового кино, как украсть миллион. Два миллиона, четыре, шесть, восемь, десять миллионов с большим или меньшим успехом и юмором воровали в Италии (классика – "Блеф"), Франции (классика – "Красный круг"), Польше (классика – "Ва-банк"), Америке (сплошная классика). Как начинается что-то такое, сразу понятно, что-либо украдут, либо не украдут, и, в конце концов, либо посадят, либо не посадят. Могут убить, но это крайности. Все отработано: кто способен предать и как, что технически все это должно быть максимально правдоподобно, что без роковых случайностей не обойтись, что во главе угла все равно стоит женщина, ради которой и двух, и двадцати двух миллионов не жалко. Ограбления века – давно уже вотчина телесериалов, кино тут ловить больше нечего.
Если можно сказать про интерактивность, то каждый кадр с Брандо в перспективе интерактивен. Фрэнк Оз снимал словно для мемориальной телепередачи о покойном кумире. Момент появления в баре в шляпе набекрень, как и момент его мимолетного хищного интереса, когда де Ниро все же согласился на рывок, и не менее мимолетного глубокого удовлетворения перед словом "Конец" - все самодостаточно и не исчерпывается сюжетом. Эти три крупных плана – раздолье для ассоциаций и непрямого использования. То же самое – с любовной линией. Дело ведь не в том, что Ник решил завязать и, наконец, жениться, но в том, что де Ниро, и это общеизвестно, предпочитает мулаток и всегда на них женится. Анджела Бассет закрыла собой в "Медвежатнике" огромную амбразуру его любовных похождений, для которых грядущим биографам тоже должен понадобиться изобразительный материал.
Например, он пошел по пути, скорей, французской мельвилевской школы, нежели голливудской по Сэму Пекинпа, отрабатывая уже не законы жанра, а его стилевые разновидности.