Изнурительная экранизация одноимённого бестселлера — сказки о белом спасителе и поисках прощения.
1982 год. Сидящий за убийство полицейского Дэйл (Чарли Ханнэм) успешно бежит из тюрьмы и улетает в Индию, в город Бомбей (ныне Мумбаи). В надежде построить новую жизнь герой начинает помогать местным жителям и попутно оказывается в эпицентре криминальных разборок. По следу Дэйла идёт опытный следователь из Австралии (Дэвид Филд), намеренный всеми способами вернуть преступника за решётку.
«В своём невежестве я решил, что должен исправить то, что местным людям не казалось сломанным» — так в минуты редкой просветлённости размышляет главный герой «Шантарама» Дэйл. Обожаемый миллионами полуавтобиографический эпик Грегори Дэвида Робертса поступает схожим образом: намеренно простым языком «из народа» плодит заурядности, иногда приправленные элементами триллера, в которых люди (особенно граждане Индии), по сути, не так сильно и нуждаются. Находившаяся в производстве около 20 лет экранная версия поделена на 12 часовых серий (одним сезоном дело, к сожалению, не ограничится), в которых сценарий максимально предсказуем, а за центрального персонажа переживаешь не больше, чем за соседа по лестничной клетке.
Бывший героиновый наркозависимый Дэйл приезжает на новую землю с поддельным паспортом и некоторыми сбережениями, которые скоро потеряет; одалживает имя Линдси Форд у человека, который давно умер, и настойчиво пытается ассимилироваться под монотонный, утомительно разъясняющий свои же мысли закадровый голос. При первом обходе города он обнаруживает себя в компании таких же иммигрантов на территории кафе «Рейнальдо», где царит мир и запрещены конфликты. Разумеется, криминал поджидает сразу при выходе из заведения: продажные полицейские потребуют денег за нарушение комендантского часа, воюющие синдикаты города берут к себе на службу, избивая до полусмерти, а притягивающая швейцарка Карла (Антония Деспла) обязательно будет иметь свои секреты. Дэйлу придётся снова уповать на свою проницательность, мудрость и сыпать фразами про «побег к чему-то, а не от чего-то», игру с огнём и собственное искупление.
Если бы сценаристы отправили текст на правку часто дискриминируемому искусственному интеллекту, тот справился бы значительно лучше. Открываясь напряжённой сценой побега, «Шантарам» далее начинает шпарить цитатами из учебника о «белых спасителях». Колониализм жив, желание осовременить якобы нецивилизованные страны тоже. Создатели адаптации, номинант на «Оскар» Эрик Уоррен Сингер («Афера по-американски») и Стив Лайтфут («Ганнибал»), являются достойными продолжателями условной «Невидимой стороны» с Сандрой Буллок. Обосновавшись в Бомбее, Дэйл применяет профессию медика и начинает помогать жителям трущоб, с расплывающейся улыбкой принимая от них подарки за службу.
Дружба с обаятельным проводником Прабу (Шубам Сараф) открывает Дэйлу мир возможностей найти себя, не забыв при этом обучить индийцев своим неоценимым навыкам. Из-за максимально поверхностного описания Индии складывается бесценное ощущение, как от просмотра морально выцветшего фильма начала 2000-х. Вступает игривый, восточно-ориентированный саундтрек, ударяют в нос «удивительно» острые приправы, контакт двух миров неизбежен. Авторы рисуют экзотическую утопию, с которой в будущее их точно не возьмут.
В этом патовом с точки зрения креативности лимбе жаль только спину Чарли Ханнэма, всеми правдами и силами тянущего шоу на себе. Британец, возможно, путается в австралийском акценте, зато отлично схватывает американский и своей верой в проект покрывает многие издержки. Возвращение актёра на телевидение с первой главной ролью с момента «Сынов анархии» делает материал чуть живее и пластичнее. На другие измерения «Шантараму» не хватает мощностей: дело в заведомой культурной обречённости оригинала и в слепом, покорном подражании. Восток — вообще не ваше дело.
Сериал доступен на стриминговом сервисе Apple TV+.