Одна из лучших частей 20-летней франшизы — эффектный и самоироничный блокбастер о том, как бывшие уличные гонщики вновь спасают мир.
Осевшие где-то в глубинке Доминик (Вин Дизель) и Летти (Мишель Родригес) понимают, что физически не способны жить спокойной и мирной жизнью — любой подъезжающий к дому автомобиль вызывает у них беспокойство за сынишку Брайана и желание взять в руки оружие. Благо, подворачивается отличная возможность выйти из зоны комфорта — перевозящий важный груз самолет их друга, мистера Никто (Курт Рассел), был атакован и упал где-то в джунглях. На первый взгляд плевое дело — найти в обломках сейф и открыть его. Но на фотографиях Доминик замечает у нападавшего серебряный крест на подвеске — такой был только у его младшего брата, Джейкоба Торетто (Джон Сина), которого давно изгнали из семьи.
К десятому фильму серии (9 основных частей и один спин-офф) «Форсаж» получил редкий для современного кинематографа статус франшизы, которая не нуждается в рецензиях. Даже длинное название теперь кажется рудиментом — видимо, поэтому в прокат картина выходит с лаконичным тайтлом F9. Ну серьезно, если вы смотрели последние части без недовольного брюзжания из-за того, что серия давно предала свои уличные корни и по амбициям вышла на уровень «бондианы» и «Миссия невыполнима», то девятая часть вам в любом случае понравится. Другой вопрос — насколько сильно. Как раз здесь фанатов серии ждет приятный сюрприз, потому что «Форсаж 9» — это одна из самых безумных и трогательных частей серии, которая скрещивает пацанский драматизм первого фильма и изобретательный экшен пятого.
После блеклой восьмой части начало казаться, что «Форсаж» изживает себя: серия «прыгнула через акулу», и даже такие провокационные ходы, как «предательство» Доминика ради спасения сына, не вызывали никакого эмоционального отклика. Даже постиронично было тяжело полюбить фильм — это ли не явный признак того, что франшиза опустилась на дно? Перспективы девятой части на бумаге тоже казались смутными: создатели обещали совсем нелепое возвращение давно забытого брата и задел на финальную трилогию. Останься на посту режиссера Ф. Гэри Грей, и серию можно было сразу хоронить, но во франшизу вернулся Джастин Лин — он не только лучше всех понимает эстетику серии, но и в свое время превратил ее в кассовый хит. Он же вернул «Форсажу» былое величие.
«Форсаж 9» легче всего сравнить с видеоигрой Uncharted 4: Among Thieves, в которой тоже из ниоткуда появлялся брат главного героя, а основной конфликт в истории был внутренним — протагонист выбирал между размеренной семейной жизнью и тягой к авантюризму. От последнего в фильме страдает не только Доминик, но и Летти — они завидуют отошедшим от дел Брайану и Мии, но сами выйти из игры не могут, потому что страдают из-за недостатка адреналина. Типичное форсажевское «последнее дело/гонка/приключение» чуть ли не впервые в серии заставляет героев уже смириться с тем, что им не выйти из этого. Серия, страшно представить, наконец-то взрослеет, обрастает нюансами и нестыдными драматическими элементами.
Еще один признак не расширения, а углубления франшизы — ввод Джейкоба в богатый лор «Форсажа». Фильм начинается с трогательного, как финал «Тачек», сегмента на гоночном треке со смертью Торетто-старшего. Даже такое однозначное событие вызывает вместо очевидного сближения братьев обострение их конфликта. Последующие флешбэки не только возвращают в серию давно забытые уличные гонки, но и на удивление смело сталкивают братьев: из-за зависти и – внезапно – причастности одного из них к смерти отца. Эта ветка достигает кульминации в по- кауфмановски сюрреалистичном сегменте с одиссеей Доминика по закоулкам памяти. Таких смелых нарративных приемов никогда не было в «Форсаже».
Главные силы «Форсажа» — тачки и красивые девушки — в новой части тоже изменились: героини теперь не сексуализированы, самодостаточны, а еще получили свою экшен-сцену, которая выглядит в разы лучше того позора из фильма «Мстители: Финал». В классическом эпизоде с масштабной вечеринкой девушки-статисты теперь ходят не в бикини, а в белых платьях на фоне лондонской резиденции, и даже секс- символ нашего времени, рэперша Карди Би, появляется в фильме в полном спецобмундировании по шею и светит только своим лицом. «Форсаж» — это уже не пережиток нулевых и не «кино для бати», а готовая к экспериментам и адаптации под современные реалии франшиза, которая, глядишь, через пару лет выпустит успешный спин-офф с женскими персонажами.
Впрочем, главное в «Форсаже» с пятой части — это экшен-эпизоды: после того как Брайан и Доминик на машинах провезли через весь Рио огромный сейф, стало ясно, что уровень безумия будет постоянно повышаться и возвращаться к обычному стритрейсингу — не вариант. В последних частях герои перелетали с одного небоскреба на другой и умудрялись обхитрить инфракрасную боеголовку, но девятый фильм уделал эти эпизоды благодаря… магниту. Эпизоды из Эдинбурга и Тбилиси войдут в канон лучших экшен-сцен серии. Сложно словами объяснить, каким может быть изобретательным экшен, построенный на всего лишь на процессах притяжения и отторжения, но, поверьте, последний раз столько креатива лилось с экрана разве что на финале «Довода» Кристофера Нолана.
Главное, все это сделано с повышенным уровнем самоиронии: герои всерьез рассуждают, почему за столько лет не получили ни одного ранения, клянутся, что проводят перед трюками инженерно-физические расчеты, и, да, летят в открытый космос. Создатели не переизобрели «Форсаж», но вновь правильно расставили акценты — получился, без шуток, отличный блокбастер, который не только вернет зрителя в кинотеатры, но и впервые за много лет заставит его искренне задуматься о том, что ждет серию дальше. Ну правда, они уже побывали на орбите — что дальше?