Пять британских сериалов в жанре period drama
На волне популярности «Безумцев» (АМС, 2007), с их тщательно прописанной ретро-фактурой, в сезоне 2011-2012 американские телеканалы продолжали выпускать в эфир новые ретро-сериалы. Но успеха «Безумцев» те так и не повторили. «Клуб Плейбой» (NBC) и «Авиакомпания Пан-Америкэн» (ABC) были закрыты из-за низких рейтингов. Канал Starz продлил сериал «Волшебный город» на второй сезон, а на CBS продолжается первый сезон «Вегаса» – действие этих сериалов тоже происходит в 60-е, но как таковая тенденция играть в ретро на американских телеканалах скорее сошла на нет. Во всех этих вторичных телешоу мода и антураж 60-х служат чисто декоративным обрамлением действия, не создавая никаких новых смыслов. Создатели этих сериалов не ставили перед собой задачи исследовать дух времени или донести с помощью погружения в прошлое какие-то соображения о перемене мироустройства за последние шестьдесят лет, как это было сделано, например, в первом сезоне «Безумцев». Автор «Безумцев» Мэтью Вайнер с видимым удовольствием и очевидной ностальгией живописал победительный мужской мир, где женщине отведена роль секретарши или домохозяйки, «степфордской жены», а мужчины в дорогих пиджаках не считают зазорным ущипнуть коллегу женского пола за задницу и пьют виски на работе – вспомните и прослезитесь. Остальные же в своих описаниях прошлого не пошли дальше констатации факта: «это было давно, тогда носили пышные юбки».
Совсем иначе обстоят дела с сериалами на британском телевидении. Вот где ретро-мода расцвела по-настоящему и пришлась как родная. Во всех британских сериалах, независимо от того, в какую эпоху происходит действие – до Первой мировой войны, в тридцатые или пятидесятые годы – присутствует не только ностальгия, но и такое же очевидное, как у Вайнера, любование прошлым, его героизация. «У нас было великое прошлое, где одна героическая эпоха сменяла другую, так давайте же отольем их в бронзе, и пусть благородство и чистые помыслы наших предшественников послужат нам примером» – практически в каждом ретро-шоу BBC или ITV содержится подобное послание.
1.
Период: эдвардианская эпоха от катастрофы «Титаника» (1912) до начала Первой мировой (1914) в первом сезоне, с 1916 по 1918 (окончание войны) во втором сезоне, и начало 20-х годов в третьем сезоне.
Безусловный хит в своей категории, воплощении мечты о «старой доброй Англии», населенной благородными владельцами поместий, великодушными джентльменами, вышколенными дворецкими, блестящими дипломатами и добропорядочными матерями семейств, хранительницами домашнего очага.
Почему стоит смотреть: стандартные типажи обретают в сериале плоть и кровь и приходят в движение, плетут интриги, страдают, умирают, поступают в соответствии со своими старорежимными представлениями о чести и достоинстве, умеют держать осанку и пьют чай за столом с идеальной сервировкой.
2.
Об этом сериале film.ru подробно рассказывал в статье «Это Англия».
Период: 1936, год смерти Георга V в первом сезоне, и 1938, год Мюнхенского соглашения – во втором сезоне.
Не будь у этого телешоу такого мощного конкурента, как «Аббатство Даунтон», зрители и критики наверняка бы прибавили ему очков – ведь сериал, как-никак, является продолжением телеклассики 70-х годов.
Почему стоит смотреть: ради прекрасных британских старушек в исполнении Джин Марш и Эйлин Аткинс, ничуть не уступающих великолепной Мэгги Смит из «Аббатства Даунтон», и чтобы увидеть, как нужно правильно продвигать идею патриотизма в телевизионных фильмах.
3.
Период: 1912 -1918 годы.
Экранизация тетралогии Форда Мэдокса Форда об идеальном английском джентльмене Кристофере Титженсе – консервативном до мозга костей и видящем в наступлении прогресса лишь подрыв вековых устоев, на которых зиждились слава и процветание Британской империи. Впрочем, весь консерватизм Титженса и благородное намерение не пренебрегать обязанностями мужа и отца не помешали ему влюбиться в юную суфражистку.
Почему стоит смотреть: не только ради Бенедикта Камбербэтча, но и чтобы оценить великолепную игру Ребекки Холл в роли жены Титженса Сильвии, светской красотки, которая в глубине души презирает мужчин, но из чувства противоречия изменяет своему идеальному мужу с кем попало.
4.
Период: 50-е годы XX века.
Экранизация автобиографического романа бывшей акушерки, работавшей в 50-е в бедных кварталах лондонского Ист-Энда, где при родах женщинам из необеспеченных семей часто помогали монахини. Юная Дженни Ли начинает свою службу при монастыре неопытной выпускницей медицинского училища, которая совсем не знает жизни, и постепенно научается видеть за неприглядным, тяжелым бытом живых людей со всеми их горестями и радостями.
Почему стоит смотреть: создателям сериала удается балансировать на грани и не впадать в слезливую сентиментальность, сопровождающую духоподъемные сюжеты о рождении детей, безо всякой натуги сочетая гуманистическое послание с жестким реализмом «социального кино», по части которого англичане всегда были большие мастера. Выходит одновременно грустно и смешно, честно, но не зло, одним словом – душевно.
5.
Период: 1952 год.
Четыре подруги, во время войны служившие в военной разведке, в подразделении дешифровки кодов противника в Блетчли-парк, спустя годы вновь объединяются в команду, чтобы поймать лондонского Потрошителя, который убивает женщин в заброшенных подвалах.
Почему стоит смотреть: ради ни на что не похожего детективного сюжета. В распоряжении четырех подруг нет ни экспертов-криминалистов, ни доступа к уликам, ни всей полноты данных, которыми располагает полиция. Есть только собственные блестящие аналитические способности и умение работать с информацией и вычислять закономерности в потоке на первый взгляд не связанных между собой событий.