"Золотой компас", экранизация первой части трилогии "Темные начала", оказался операцией по тщательному обезвреживанию подрывной литературы.
Когда видишь, как покрытый броней белый медведь прошибает стены, украшенные образами узнаваемо-византийской иконографии, а парящие в холодном воздухе Севера ведьмы мечут стрелы в скорбноликих тартар, позаимствовавших свои шаровары и бороды у казаков, становится понятно, что война, объявленная когда-то «Властелином колец» дикому Востоку не окончена. На этот раз в нее ввязалась компания New Line, поставив "Золотой компас" – первую часть трилогии Филипа Пуллмана "Темные начала".
Главная героиня истории – Лира Белакуа, девочка, живущая в одном из параллельных миров этой вселенной. Два обстоятельства отличают ее мир от нашего – дэймоны и Магистратум. Дэймоны это души людей, живущие не в человеке, а вне его – в виде говорящего животного, всюду сопровождающего своего хозяина. Магистратум – такое религиозное гестапо, инквизиция, не знавшая поражения от реформации и вольтерьянцев. Лира, считающая себя сиротой, живет в престижном колледже, хулиганит, немного учится, играет с цыганскими детьми под присмотром преподавателей, которым вручил заботу о Лире ее дядя – лорд Азриел. Однажды в колледж прибывает важная гостья по имени миссис Колтер, которая предлагает Лире отправиться с ней на Север, где живут бронированные медведи, летающие ведьмы, бородатые тартары и дикие самоеды. Лира соглашается и перед отъездом и под большим секретом получает от директора колледжа алетиометр – магический прибор, позволяющий получить ответы на все вопросы. Вопросов у Лиры и в самом деле много – что такое Пыль, о которой запрещено говорить, кто похищает детей, куда их увозят и что с ними делают, кто ее родители и что ее ждет. На многие из них она получит ответ уже в первой части.
Филип Пуллман, автор "Темных начал", оказался весьма покладистым человеком, что особенно удивительно для создателя самого величественного богоборческого эпоса в современной литературе, гностического трактата, замаскированного под детскую книжку. С самого начала он согласился, что фитилек его трилогии, ведущий в пороховые погреба самых взрывоопасных проблем, изрядно коптит и в кинопостановке надо бы его привернуть. Так оно и получилось. Режиссер Крис Уайтц, снимавший комедии с Крисом Роком и Хью Грантом, сосредоточился на живописности истории, и оказался хорошим сапером – все прочее в постановке тщательно обезврежено. Как ему это удалось – бог весть, фильм следует истории Пуллмана довольно подробно. Постановщики с большой пользой для себя изучили альбомы по арт-деко и викторианской эпохе, создав уэллсовские города, медлительные величественные дирижабли, дредноуты и наряды для Николь Кидман и Дэниэла Крэйга, сыгравших соответственно миссис Колтер и лорда Азриеля. Многочисленные дэймоны, разной степени очаровательности, лопоухости, свирепости и забавности – мыши, зайцы, пантеры, волки, совы – выглядят, подчас, натуральней своих хозяев. Битва бронированных медведей – почти Курская дуга в миниатюре.
Больше всего постановщикам повезло собственно с Лирой – обаяние и искренность сыгравшей ее Дакоты Блю Ричардс того свойства, что делало советские детские фильмы, вроде "Дикой собаки Динго" (1962), классикой.
Вся эта роскошь, однако, едва скрывает факт полной обезвоженности организма картины. Диалоги из книги, вроде: -- А почему они жрецы? – Потому что они ЖРУТ!, превратились во что-то по-пионерски простодушное. Бескомпромиссная жесткость, и даже жестокость книги, обратились в безвредные приключения в духе «Нарнии». А малохольные тартары едва скрывают направление, в котором авторы отводят удар от Римской католической церкви, на которую так яростно ополчился Пуллман.
Отзывы первых зрителей, впрочем, одобрительные. Пока, наверное, это самое существенное – New Line пообещала, что продолжение появится только при кассовом успехе первой части. А пока есть надежда на продолжение – можно ждать и неожиданностей.