Заключительный сезон похождений высокоморального серийного убийцы оказался во всех отношениях самым слабым в сериале
Убив капитана Лагерту в финале седьмого сезона, Дебра Морган (Дженнифер Карпентер) впадает в глубокую депрессию, уходит из полиции и нанимается в детективное агентство. Тем временем ее бывшие коллеги начинают расследовать дело о маньяке, который вырезает у жертв кусочки мозга. Полицейское начальство привлекает в качестве консультанта врача-нейропсихиатра Эвелин Вогел (Шарлотта Рэмплинг). К огромному удивлению криминалиста и серийного убийцы Декстера Моргана (Майкл К. Холл), доктор Вогел оказывается давней знакомой отца Декстера и соавтором кодекса правил, позволивших заглавному герою годами избегать наказания за его многочисленные преступления.
Продержавшись на экране восемь сезонов, «Правосудие Декстера» завершилось. Не потому что рейтинги шоу непозволительно упали (напротив, рейтинги седьмого сезона были лучше, чем рейтинги шестого и пятого сезонов), а потому что история Декстера, его родных и знакомых подошла к концу. В течение всех этих лет «Правосудие» было одним из ярчайших явлений на американском кабельном телевидении, и заглавный герой почти сразу же после премьеры шоу вписал свое имя в пантеон харизматичных антигероев. Как же, привлекательный, расчетливый, слегка «ботанический», но физически крепкий маньяк-убийца со строгими моральными принципами! Превосходный и головокружительно сложный персонаж экстремального «взрослого» сериала, убедительно сыгранный Майклом К. Холлом, который за роль Декстера регулярно номинировался на «Эмми» и удостоился «Золотого глобуса». Когда было объявлено, что восьмой сезон станет заключительным, все поклонники сериала начали считать дни и часы до премьеры последнего приключения любимого серийного убийцы Америки. «Какой эпический сезон подготовили для нас создатели шоу?» – спрашивали себя фанаты.
Как оказалось, разочаровывающий. Во-первых, главный злодей сезона показал себя коварным и безжалостным, но откровенно жалким противником – едва ли не самым жалким в истории сериала. Даже Трэвис Маршалл (Колин Хэнкс) из многим пришедшегося не по душе шестого сезона был более ярким и интересным злодеем. Во-вторых, из всех прочих весьма многочисленных новых персонажей, введенных в действие в финальном сезоне, не «выстрелил» никто. Доктор Вогел, например, оказалась скорее сюжетным приспособлением для сообщения Декстеру и Дебре сведений об их прошлом, нежели по-настоящему примечательным персонажем. Не порадовали и «старички» сериала – для Батисты и Куинна сценаристы придумали совершенно неинтересную сюжетную линию о повышении по службе, а превращать Масуку в «объемного» персонажа за счет введения в сериал его взрослой дочери было уже поздно. После семи сезонов использования Масуки лишь как источника научных фактов и скабрезных шуток его «облагораживание» в восьмом сезоне смотрелось откровенно дико.
Впрочем, сценаристы «Правосудия Декстера» никогда не были мастерами по работе со второстепенными персонажами. В этом им мешал формат шоу. Когда главный герой живет тайной, скрытой от всех параллельной жизнью, прочие персонажи неизбежно оттесняются на третий план, потому что они к этой жизни непричастны. «Правосудие Декстера» долгое время было на 70-80% о заглавном герое, и это соотношение изменилось лишь в пятом сезоне, когда Декстер начал посвящать в свою тайную жизнь женщин – Люмен, Ханну, Дебру.
Что же восьмой сезон сделал с тремя основными персонажами – Декстером, Деброй и Ханной? Ничего особенно захватывающего. Сезон оказался не кульминацией, а эпилогом. Да, было забавно смотреть, как некогда нелюдимый Декстер активно ищет контакт с новыми людьми, но эта сюжетная линия была обрублена как раз тогда, когда из нее что-то начало получаться. Также окончательно выяснилось, что Дебра в депрессии – куда худший персонаж, чем Дебра в хорошем настроении, и что Ханна была возвращена в сериал лишь для того, чтобы использовать ее в двух последних сериях, которые спровоцировали волну протестов поклонников шоу. На наш взгляд, «Декстер» закончился вполне логично – его моральное уравнение (кто должен выжить, и кто и где должен в конце оказаться) было решено на «четверку» или даже на «пятерку». Но фанов можно понять – по сравнению с мощными и шокирующими сезонными финалами, которые не раз были у шоу в прошлом, финал сериала кажется слабым и нелепым. Его сюжетные идеи явно можно было перенести на экран эффектнее и элегантнее.