Минималистская реалистичная мелодрама об испытании чувств дистанционными отношениями
Фотохудожница Алекс (Наталия Тена) находит работу в Лос-Анджелесе, и ей приходится уехать из Барселоны, где она жила со своим бойфрендом, учителем Серхи (Давид Вердагер). Поскольку контракт у Алекс всего годовой, она не расстается с Серхи, а договаривается, что они будут поддерживать отношения через Интернет, пока Алекс не вернется в Испанию. Серхи не нравится, что его любимая уезжает в Америку как раз в тот момент, когда они решились завести ребенка, но он не решается настоять на своем. Поначалу отношения Алекс и Серхи выдерживают испытание расстоянием, на проходит несколько месяцев, и их союз все же дает течь…
Телефон и Интернет соединяют людей, но они создают лишь имитацию близости. Особенно когда речь идет о любовных отношениях, в которых так важно не просто видеть и слышать партнера, а осязать и обонять его и быть с ним на одной эмоциональной волне. Как этого добиться, если любимая в другом часовом поясе и в другой стране и у нее там своя жизнь с новой работой и новыми друзьями? Интернет тут не поможет. Рано или поздно реальность наступит на горло виртуальности.
Именно этой печальной истине посвящена дебютная полнометражная картина испанского постановщика Карлоса Маркус-Марсета, который ранее освещал тему дистанционных отношений в своих короткометражках. Очевидно, это для него больной вопрос, и он явно посвятил немало времени размышлениям о том, как передать иллюзорную сетевую близость на киноэкране.
Чтобы вычеркнуть из уравнения все романтические переменные, не связанные с основной темой ленты, Маркус-Марсет снял нарочито минималистское кино, в котором всего два персонажа и два места действия – квартира Серхи в Барселоне и комнатушка Алекс в Лос-Анджелесе. Никаких третьих лиц, никаких дополнительных сюжетных завихрений и усложнений – фильм полностью сосредоточен на том, как развиваются отношения героев с течением времени.
Казалось бы, такое кино невозможно сделать визуально разнообразным, но испанцу это удалось. Фильм начинается со сверхдолгого непрерывного плана (камера более 20 минут без монтажных склеек наблюдает за сексом главных героев и за их обсуждением предстоящего отъезда Алекс), а когда персонажей разделяет океан и начинается отсчет дней их разлуки, Маркус-Марсет постоянно придумывает для героев все новые сетевые занятия. Они то путешествуют по картам Google, то занимаются виртуальной любовью, то сочиняют электронные письма, то обсуждают фотографии Алекс… Одним словом, напоминают ту женщину из анекдота, которая могла приготовить сотню блюд из картошки и сковородки. И, кстати, готовкой по Интернету Алекс и Серхи тоже занимаются.
Впрочем, разумеется, это не та картина, которую стоит смотреть ради экранного разнообразия. Главная прелесть «10 000 км» – в пристальном внимании к тонкостям человеческих отношений. Картина откровенно и безжалостно, хотя и с любовью к героям демонстрирует, как постепенно распадаются звенья цепочки, соединяющей Алекс и Серхи в начале ленты. И чем внимательнее вы будете смотреть фильм, тем больше вы из него вынесете – игра актеров реалистична и полна психологически выверенных нюансов, и она заслуживает пристального изучения.
Как видите, это не развлекательное кино, а драматический артхаус для вдумчивых зрителей, не нуждающихся в спецэффектах и хеппи-эндах (хотя концовку ленты нельзя назвать однозначно мрачной, это все же не голливудское финальное счастье). Если вас это не смущает и если вас волнует раскрытая в фильме тема – добро пожаловать в кино. Как знать, может быть, оно поможет вам в жизни – убедит не цепляться за отношения, которые катятся в пропасть, или, наоборот, вдохновит бороться за любовь, которую еще можно спасти.