33 года назад — 2 июня 1989 года — состоялась мировая премьера «Общества мертвых поэтов», лирической мелодрамы о бунтующей юности, скрытой в стенах ортодоксального американского колледжа для мальчиков. В свое время картина стала трамплином в большое кино для таких актеров, как Итан Хоук, Джош Чарльз и Роберт Шон Леонард. Но что более важно, вот уже три десятка лет «Общество мертвых поэтов» продолжает вдохновлять зрителей по всему миру, делясь с ними важными уроками, которые остаются актуальными и сейчас. О них сегодня и поговорим.
Собрали семь важнейших тезисов культового фильма Питера Уира.
Пусть говорят все что угодно, но слова и идеи могут изменить мир!
Один из главных героев «Общества мертвых поэтов», талантливый преподаватель литературы мистер Китинг (Робин Уильямс), искренне любит свой предмет и старается передать это чувство ученикам. Вместо того чтобы вести стандартные, монотонные уроки по методичке, Китинг обращается к юношам напрямую в надежде вовлечь в разговор, заставить думать самостоятельно и даже вызвать оживленную дискуссию. В классическом стиле Робина Уильямса Китинг показывает студентам, что их слова и идеи действительно важны, заражает их энтузиазмом и желанием внести пару собственных мазков в уже устоявшуюся картину мира.
Есть время для смелости, а есть — для осторожности. И мудрый человек понимает, когда требуется одно, а когда — другое.
Студенты довольно быстро привыкают к необычной манере мистера Китинга подавать материал и очень искренне, только так, как могут делать молодые люди, влюбляются в английскую поэзию. Но когда один из ребят восстает против дисциплины и нарушает одно из непреложных правил колледжа (создает тайное поэтическое сообщество), преподаватель литературы вмешивается и призывает учеников проявлять мудрость в принятии решений — думать не сердцем, а головой. Как и колледж, взрослая жизнь полна самых разных правил, неуважение к которым ведет лишь к хаосу и разрухе.
У всех нас есть неистребимая потребность быть принятыми. Но необходимо доверять собственной уникальности. Даже если остальным ваши убеждения кажутся глупыми или странными. Даже если все стадо блеет, что это бред.
Пубертатный период — вероятно, самое сложное время в становлении личности. Каждый из нас осознанно или бессознательно боится рано или поздно оказаться на обочине жизни, оставшись в полном одиночестве. Главный парадокс заключается в том, что в своем стремлении «вписаться» в общество человек может растерять собственную индивидуальность. Мистер Китинг учит студентов доверять в первую очередь самим себе, не слушать то, что пытается внушить окружение. Наша личность — наша базовая ценность, без принятия которой любое взаимодействие с людьми будет пустым и бессмысленным.
Я встал на стол, чтобы напомнить себе, что надо смотреть на вещи с разных точек зрения.
В ходе одного из самых запоминающихся моментов фильма мистер Китинг запрыгивает на стол и призывает юношей смотреть на вещи с разных точек зрения, тренировать мозг и возбуждать в нем новые когнитивные процессы. Ведь только так они смогут спасти себя от инфантильного, ограниченного мышления, которое лишает существование целой палитры красок и оттенков восприятия. Следом за Китингом каждый из учеников по очереди встает на парту, чтобы посмотреть на класс со стороны и, возможно, впервые увидеть его по-настоящему. Глупо? Может быть. Зато очень эффектно.
Поэзия, романтика, любовь… это то, ради чего мы живем.
Жизнь — это нечто большее, чем обыденность, состоящая из бесконечных походов на работу, построения семьи, воспитания детей и неминуемой смерти. Мистер Китинг стремится доказать юношам, что истинные причины нашего нахождения на земле заключаются совсем в другом. Он побуждает своих учеников — а заодно и зрителей — искать красоту в ускользающих моментах, любовь в совершенно обыденных вещах и романтику в, казалось бы, беспросветной рутине.
Всегда смотрите на все новыми глазами, глядите на мир собственным взглядом, вырабатывайте собственное видение.
Затеряться в толпе легко. Легко верить тому, что говорят все вокруг. Твердо стоять на земле и отстаивать собственные убеждения гораздо сложнее. Но только так человек сможет сформировать «свой» уникальный голос. Мистер Китинг всегда отмечал важность поиска неповторимого голоса и призывал учеников найти как можно раньше свой. Потому что чем дольше мы следуем за толпой, тем сложнее вырваться на свободу.
Carpe diem! Ловите момент, мальчики. Сделайте свою жизнь необычной.
Carpe diem! Лови момент! — первое, что приходит в голову при упоминании «Общества мертвых поэтов». Крылатая фраза о скоротечности молодости и непостоянстве судьбы стала неофициальным девизом фильма Питера Уира. На протяжении многих лет она вдохновляет нас жить страстной, эмоциональной и максимально наполненной жизнью — пока есть такая возможность, потому что потом этой возможности может и не быть. Целый мир способен измениться за одно мгновение — в текущих реалиях каждый из нас знает об этом как никто другой.